пятница, 4 сентября 2020 г.

Тайна горного марафона или Око Сарумяна





     Детектив! Вот, жанр, в котором я себя еще не пробовал! Всегда поражался умению садовников и дворецких так закрутить сюжет, что потом бедолаге автору приходится до последней страницы распутывать все хитросплетения своих мыслей. Жаль, что с моими отчетами - рассказами так не прокатит. Всё же, ради интереса попробую утаить от читателя название пункта назначения максимально долго. Хотя, для тех, кто в теме, это будет совсем просто и они поймут о каком забеге идет речь, лишь узнав, действующих лиц.
     Итак, дело было в пятницу и мы с Серегой прикатили в Красную Поляну. Подмерзнув в последних двух вылазках в горах и глядя на неутешительный прогноз норвежцев, я, изначально надев свитшот с длинным рукавом, был неприятно удивлён ярко светившему солнцу, встретившему нас на стоянке перед КПП Розы. Последнее, не смотря на ранний час, уже от души припекало и, поднявшись от парковки на Плато, я ощущал себя будто в вязаном свитере.
     "Канатка" там открывается в 9:15 и самым шустрым туристам, прибывшим снизу, или таким хитрицам, как мы, приходится ждать условленное время, заняв очередь. Перед нами были только две бабушки, влезть перед которыми, учитывая их советскую закалку, задача не из легких, однако, позже, на пересадке мы их "сделали". Резкий спурт Серёги удивил даже меня, но и там оказалось не все так просто.
     Ну не можем мы без очередей! Сел в кабинку в числе первых внизу и стой потом в короновирусной толпе на пересадках! Неужели нельзя засечь время подъема и обеспечить без пробочный трафик? "Совок", блин!
     Короче. Стоило дверцам кабинки приоткрыться, как мой спутник, подскочил и, просочившись в расширяющееся пространство, лавируя по коридорам - пассажиро-разделителям, побежал на следующую "канатку", и мне ничего не оставалось, как последовать за ним. Однако, взятые на прокат скипассы, не сработали ни в 9:23, ни в 9:24. Тут уже я, заряженный спортивным азартом, "репетировал" прохождение терминала, безуспешно пихая карточку в инфракрасные лучи.
     Согласно регламенту, чип пропустил нас в 9:25 и мы, как дикари, ворвались в кабинку. Попытку бывших попутчиков вновь присоединиться к нашей компании, Серёга прервал, встав в проходе. Для полноты картины ему не хватало выпихнуть дяденьку ногой и заорать: "Это Спарта".
     Оказалось, что такое поведение моего спутника - банальная мера предосторожности и соблюдение социальной дистанции с его стороны. Мне кажется, что для индивидуального вояжа в восьмиместной кабинке достаточного было просто покашлять в очереди.
     Как бы там ни было, благодаря нашим маневрам, из туристов на Розе Пик мы были первыми. Покинув кабинку, мы сразу же ощутили градусы высотной температуры, а порывы ветра и вовсе вынудили натянуть на голову бафф вместо кепки. Надетый "свитер" уже не вызывал напраслину и, включив навигацию на моих часах, минуя уже запущенные и еще строящиеся канатки, мы побежали вниз.
     Будучи большим лентяем, Серёга обеспечил нам старт с 2320 м, тем самым, исключив из "меню" ранний подъем и лишние километры с набором, поэтому на свежих ногах, да еще и под горку, лично мне бежалось вполне комфортно. 





     Горизонт справа обозначился хребтами и пиками соседней республики, с редкими облаками над ними. Сверху, улыбаясь, светило солнце, даря надежду, что дождя всё же не будет. Иван-чай и прочие "одуванчики" изредка "позировали" на фоне пробитой серпантином дороге. В общем, погода радовала. 





     Как вдруг перед нами, закручиваясь по спирали, стала подниматься пыль, демаскируя мини торнадо. Разогнав воронку метров до двух, ветреный хулиган метнулся в сторону скальной обочины и, разбившись об ее каменную стену, исчез также внезапно, как и появился. Прикольно-необъяснимое явление было слишком скоротечным, поэтому я даже не пытался его заснять.
     Продолжая растрынькивать халявно набранную высоту, мы добежали до будущего туристского приюта, где под звуки невпопад бьющих молотков, возводятся деревянные домики с остроконечными крышами. Рабочие не обратили на нас внимания, хотя, возможно, что просто не заметили. Мы же, расчехлив палки, поползли по дороге, круто забирающей вверх. 





     Совсем скоро в объективах камеры вновь появились горные панорамы, и мы заметили, что плотность облаков увеличилась. Небесная "вата" стала заметно плотнее, хотя по-прежнему оставалась белоснежной, и, выдерживая почтительную дистанцию, начала заходить ещё и со стороны Лоюба и Аишхи. "Дождя не будет! " - Оптимистично решили мы и на исходе 10 километра уткнулись в конец дороги и работающие экскаваторы.
     Пока один с отбойным жалом нервно курил в сторонке, второй, раскачиваясь от усилий, "воевал" с горной породой. Железная машина, беспощадно снимая ковшом слой за слоем, отбрасывала "добычу" и снова, изрыгая из выхлопной трубы копоть, вгрызалась в ничего неподозревающие камни. 





     Машинист так был увлечен процессом, что мы, опасаясь попасть в эту мясорубку, застыли, размышляя, как бы привлечь его внимание, как вдруг, лязг прекратился и, развернувшись вокруг своей оси, экскаватор "сделал шаг" в нашу сторону.
     В сериалах на этом месте закончилась бы серия, но у нас все по-настоящему и прозаичнее. Заметив нас, тракторист остановился и позволил нам просочиться на хребет. Лишь, отбежав на безопасное расстояние, я осознал, насколько далеко они продвинулись с момента первой нашей вылазки в эти края и тот склон, в который мы уперлись в прошлый раз, уже срезан. 





     С обеих сторон от нас был крутой сброс, поэтому мы без труда нашли тропу на хребте. Спустя несколько минут, оказавшись на противоположном склоне, я увидел, как экскаваторы поменялись местами и уже тот, с острым жалом, принялся за работу.
     С одной стороны жалко, что вот так "новый хозяин" распоряжается взятыми в аренду угодьями, безжалостно врываясь в девственные места, с другой - в тех же Альпах есть железная дорога, куча отелей и вообще, для них это нормальная практика. Но, зная менталитет россиян, первое, на весах природолюба, перевешивает второе. Эх.
     Размышляя о варварствах Розы, юный натуралист Андрей, карабкался на склон с триангулятором, топча невысокие кустики черники. К сожалению, без этого никак и растения, не успев выпрямиться после других искателей приключений и пограничников, подсказывали нужное направление.
     Выйдя на хребет, я увидел как раз двоих, несущих свой дозор с черномордой овчаркой. Немец", хоть и молодой пес, но уже был обучен. Раздираемый любопытством, он все норовил меня обнюхать, но окрики хозяина, пресекали его поползновения. Правда, спустя некоторое время, пёсель забывался, и все повторялось заново. Проверив доки подошедшего Серёги, нас "благословили" двигать дальше, пессимистично оговорившись, что туда доходят не все.
     Увидев триангулятор еще с дороги, мы "торговались" заходить к нему или нет, ведь вершина 2547 м н.у.м до сих пор безымянная. Перебирая вслух возможные варианты названий новой вершины, мне вспомнилась скала с Кардывача, по форме напоминающая пятую точку. Я её обнаружил, просматривая фотки, и даже представлял картину, как условный турист, планируя
путешествие в наших краях, ведет пальцем по карте и, перебирая губами названия, произносит : "...так-с, пик Кожевникова,.. Торнау,.. Барковского... О! Жопа Рублева!"...
     Тропа рассудила нас по-своему, проведя прямо через вершину. Освободив руки из плена темляков, я в миг оказался наверху металлической конструкции и, балансируя на шатающихся деревяшках, собранных в кольцо на верхнем "этаже," поджидал напарника для фото. Однако, несколько отсутствующих дощечек не позволили отпустить руки от опоры и снимок не получился брутальным. Серёга даже потом в сторис выложил, с комментарием: "и хочется, и колется". Навернуться с триангулятора ради названной в честь меня вершины, конечно же, можно было, но в планы не входило. 



     Тем временем незаметно подкравшиеся облака, налетели на нас, окутав туманом и лишив кругозора . Есть такое выражение -" витать в облаках", так вот с реальностью оно никак не связано. Ты тупо идешь/бежишь в серой дымке, гонимой ветром и, если ты и мечтаешь о чем-то, так это в первую очередь о том, чтобы не встретить такого же романтично настроенного медведя.
     Туман стелился низко, но достаточно для того, чтобы видеть тропу перед собой. Мы опять плавно сбрасывали высоту, траверсируя неизвестные склоны. За хребтом одного из них я заметил птицу, удаляющуюся от меня в планирующем полёте с растопыренными, как пальцы, перьями на концах крыльев. Погуглив, удалось выяснить, что с подобной распальцовкой бороздят воздушное пространство чуть ли не все хищники Северного Кавказа. 




     Серёга опять отстал, а я выбежал на небольшую полянку с ещё меньшим по размеру озерцом. Позже, разглядывая карту, выяснилось, что до истока Псоу я не дошел метров 50. Если бы часы не пикнули, что надо поворачивать, наверняка бы дошёл и до Абхазии. Но нет. Халява опять закончилась, и начался штурм Турьих ворот.
     Я как всегда "подготовился" и был полностью дезориентирован, куда нам надо и насколько далеко. Поднимаясь на этот перевал, я был четко уверен, что пункт назначения уже близок, стоит только перемахнуть на ту сторону. Однако, подъем, узкий и крутой одновременно, все никак не заканчивался, а тропа, извиваясь серпантином, поворачивала каждые два - три метра. 



     Седло Турьих Ворот представляет собой дугообразный излом, соединяющий, разбегающиеся в разные стороны хребты и имеет от силы метров двадцать в ширину, с выросшей по центру, как шишкой на лбу, каменной глыбой. На ней доброжелателями был собран турик и эта пирамида смущала меня треть подъема, пока я не разглядел ее суть. 




     Самое интересное, что по ту сторону перевала склон был сплошь завален обломками скал черного цвета. "Интересно, эту ли сыпуху Леонид назвал неудобной" думал я, спускаясь по кратчайшей траектории в направлении зелёной долины. Там, справа, всё было каким-то мрачным и на половину скрытым поднимающимися облаками. А тут, пробившиеся лучи солнца, делали зелень ещё ярче и красивше, и меня, как настоящего эстета, потянуло к прекрасному. 




     Невидимые сирены, заманивающие путника на ложный путь, видимо, осипли и, решив промочить горло, сделали паузу. Я протрезвел и сверился с картой. Не туда! Блин! Чертыхаясь, я стал выбираться в правильном направлении. Справа вверху за мной зловеще наблюдала огромная отвесная скала и Серёга, который шёл согласно треку, а не зову сердца. "Хорошо я плутанул" - подумал я, раз мой отставший спутник оказался впереди. 



      Как таковой тропы не было, тупо направление, но в горах всё же лучше придерживаться хоженым путям и я опять карабкался вверх, чтобы выйти на трек. Сыпуха действительно оказалась мало приятной, но назовите мне хоть одну вершину в Красной Поляне, где она комфортная или утоптанная. Вот, чтобы каждый камешек был с закругленными краями, да ещё не убегал вместе с тобой вниз по склону, а? Вот и я о том же. 




     Оползневой склон остался позади, и на выполаживании вместо черных пластин под ногами оказалась снова трава, а слева от тропы огромный камень, взобраться на который стало обязательным пунктом для моего спутника. Процесс покорения я упустил, уйдя вперёд, но слезть без помощи моих подсказок камнелаз Сергей не рискнул, и мне пришлось вернуться. 



     Видос его триумфального спуска "висел" в инсте в тот же вечер и я думаю, что моё неуверенное фото на триангуляторе, так сказать, ответочка с его стороны. Как дети, честное слово! 






     Затянутый облаками - кочевниками склон, вблизи не был уже таким страшным. Взбираясь на его ребро , я заметил, что туман над Турьими воротами рассеялся и решил запечатлеть сей момент на камеру. Отвечаю, я чуть не выронил телефон! Из экрана на меня пялился глаз! В сериале герой бы вскрикнул, и началась реклама. 



     Всего существует 6 видов облаков и как раз последний (Кельвина - Гельмгольца) в сочетании с первым (кучевыми) состряпали на небе око Сарумяна. Мне доводилось видеть и облако - супермен, и похожее на медведя, но глаз видел впервые. Я вроде не очень мнительный и, решив, что это просто совпадение, перекрестившись, поплевал одновременно через оба плеча и, очертив мелом пентаграмму вокруг себя , зажег свечу. Шучу. Откуда у меня свеча в горах? 



     Итак, мы приближались к пункту назначения и, судя по карте, он был уже за очередным перевалом, обращенным к нам крутым, травяным склоном. Сергей заявил, что ему надо поесть и, сев ко мне спиной, начал ковыряться в своём рюкзаке. Не теряя времени даром, я начал подъем. Тропа опять куда-то подевалась, и ориентироваться пришлось по часам.
     Эх, наверное я что-то делаю не так или же навигация на "брендованном тренде" барахлит. Доведшая до камней, где остался трапезничать Серёга, тропа, снова потерялась, и я полез вверх напролом, согласно показаниям красной стрелки на циферблате. Она то "приказывала" идти траверсом, то вдруг "ругалась", что не туда и, когда я наконец-то нашел примятую траву - признак тропы, снизу заорал Сергей, что потерял палки.
     Будто с террористом минут пятнадцать длились переговоры, где каждая сторона не желала уступать. Жаль, только, что рупора не было, я чуть не охрип. Серёга искал потеряшки, стоя на месте и озираясь по сторонам, и предлагал мне спуститься и помочь в поисках. Просматривая галерею в телефонах, удалось выяснить, что на большом камне они еще были у него за спиной, следовательно, он кинул их где-то здесь.
     Чертыхаясь, я всё же спустился и, о чудо! Серёга нашел палки. Не хочется думать, что он сделал это нарочно, но "вилки нашлись, а осадок остался". В сердцах, к месту с примятой травой я просто влетел, а там уж до ребра оставалось совсем немного. На хребте вроде все было логично и читаемо, а дальше опять только направление по куруму.
     Наконец-то траверс по склону с сыпухой вперемешку с рододендроном вывел на обзорную площадку, и я увидел его! Да, да, да! Подо мной, прячась в дымке проплывающих мимо облаков, лежало озеро Голубое. Ура! Ура! Ура! На удивление, мой восторг напарник не поддержал и, обернувшись, я понял, что он снова отстал. 



     Решив дождаться лучших видов, я скинул рюкзак и, плюхнувшись в заросли рододендрона, приступил к перекусу. Но туман и не собирался рассеиваться, продолжая прибывать и трамбуясь в горном цирке, делая воздух всё больше непрозрачным.
     Где спускался мой спутник и как он оказался у озера, я не видел, но, опасаясь, что, не застав меня у водоема, Серёга уйдёт в туман, вынудило покинуть свой пост и примкнуть к коллеге. Да, конечно же, можно было заорать, но это... Не в лесу же.
     Озеро Голубое в форме неправильного овала с "ныряльной вышкой" посередине в виде заблудившейся скалы, покрытой редкими кустами черники и другими представителями невысокой флоры, заползшей в воду. Темно-синие ягодки были настолько малы, что я быстро потерял интерес к подножному корму. А Серёжа так обрадовался найденному очень черному плоду, что потом с такими же децибелами сокрушался, что на вкус он ужасен. 



     Вода в озере была кристально чистой и прозрачной, но из-за нависших над ней облаков, серых оттенков. Уровень заметно ниже номинального, о чем свидетельствовали черные каменные берега по периметру. В свои лучшие, полноводные времена излишки воды наверняка вытекают из узкого горлышка, замыкающего природную купель. Однако, в тот день набрать воды мы смогли несколько ниже. На карте это место обозначено, как родник. Видимо, в озере есть "сливная дырка".
     Набрав воды, мы вышли к очередному заросшему сбросу и вдруг обратили внимание, что стало припекать солнце. Осмотревшись, выяснилось, что туман поспешно покидает эту локацию и я решил вернуться к озеру для фотосессии. Коллега меня не поддержал, сославшись на то, что ему было достаточно просто побывать на нём.
     Мой комбэк для жителей озера был настоящим сюрпризом и крокодилы, толкаясь, спешно попрыгали в воду. Шучу. Меня встретило полное безмолвие. Этакий эталон тишины и покоя, но спины занырнувших аллигаторов сделали Голубое озеро зелёным, а в заигравшей красками воде отражались вершины над озерных гор. 





     Закончив фотосессию, я вернулся на то место, где меня должен был ждать Серёга, но его там не оказалось. Осмотревшись, я его увидел, сидящего ко мне спиной метрах в двухсот ниже. "Опять ест" - подумал я и, вместо того, чтобы свериться с треком, или хотя бы взглянуть на часы, стал спускаться.
     Высоченная трава местами уже была примята, поэтому первые пятьдесят метров я самоотверженно продирался сквозь эти, альпийские джунгли. В какой-то момент я наглухо завяз в травеломе и ко мне стали подкрадываться нотки сомнения. Открыв карту, обнаружилось, что трек проходит далеко выше. Паники пока не было, но по тем же нотам уже играл симфонический оркестр увертюру "жим - жим".
     Цепляясь за всё подручное и не очень: за корни, стебли, колоски... Один раз даже кокон чей-то оборвал. Короче, выгребал я из того обрыва всеми возможными способами. Были ли там под ногами змеи, мыши или хорьки, мне было все равно. Ну, или, скажем, я старался об этом не думать. А тут еще птицу какую-то с гнезда поднял. Громко хлопая крыльями, она вспорхнула и полетела низко над землей, сбрасывая на ходу балласт с перепуга.
     Вскоре на мое "ау" откуда-то сверху слева отозвался Серёга. Фух. Аллилуйя. Действия в случае форс-мажора мы не оговаривали, поэтому изначально правильнее было бы держаться вместе. Конечно же, я сплоховал, не убедившись в правильности выбранного направления, но и Сергей признал свою ошибку, ведь четкой тропы там не было.
     И я не жалуюсь. Это опыт. Пусть отрицательный, но в качестве назидания потомкам и последователям самое то. Кто знает, чтобы было, если бы я добрался до того камня, который принял за силуэт Сереги. Однако и после этого инцидента коллега, ни в какую не желал идти группой, пропуская и отправляя меня вперёд.
     Через короткую полянку, на которой, судя по карте, все тропы от озера сливаются в одну, мы выскочили на последние на нашем пути скалы, с обильно растущими кустами черники и решили там слегка задержаться. 



     Теперь я понимаю, почему медведи такие злые! Чтобы наесться ягодой досыта, нужно уйма времени и вагон терпения. Нашего хватило от силы минут на 10. Испачкав губы и руки, мы вскоре добежали до леса и, после небольших блуканий наконец-то вышли на настоящую, хорошую тропу, по которой нам предстояло сбросить более 1000 метров высоты.
     До заката было еще пара часов, однако в лесу было как-то "пасмурно" и обыкновенно. После горных панорам, зеленых долин и хамелионовских вод Голубого озера, в лесу было относительно скучно. Колорита добавили лишь гриб "Квочка" и очередная большая птица, спугнутая нами, которая, расправив огромные крылья, спланировала куда-то вдаль. 



     Серёга продолжал спроваживать меня вперёд, ссылаясь на боль в коленях, но я уже далеко убегать не рисковал и периодически останавливался, поджидая его. Так, чуть выше разрушенного балагана, пополнив запасы воды из Карповки, я, забравшись на покрытый мхом камень, лежащий посредине течения, словил слуховые галлюцинации.
     Текущая вода "несла" в себе звуки музыки и чьи-то голоса. Нет, я определённо что-то слышал. Но только я. Прибежавший Серёга, не задумываясь и не прислушиваясь, скомандовал форсировать по прокинутым через русло бревнам поющий ручей, предупредив, что впереди ждут 60 метров набора. 



     Ноги уже под устали, а мышца на левой голени спереди и вовсе грозилась застыть в судорогах. Странная такая. Я даже не знаю как она называется. Не суть. Главное, что тропа от новой нижней дороги Розы через лес логичная и читабельная. Желающие зайти на озеро снизу вэлкам. Кстати, на последних несколько сотен метров тропа превращается в заброшенную лесную дорогу. В итоге и тропа не тропа, и дорога - плоский участок леса, уже прилично заросший. В общем, увидев в просвете деревьев Розовский тракт, мы ломанулись напрямик и, судя по всему, не были там пионерами.
     А дальше у моего спутника созрел гениальный план. Мне предлагалось в одиночку добежать до машины и уже на ней забрать Серегу с Розы Стадиона. Собственно, почему нет?
     Не останавливаясь, я добежал до забора РосСетей, который неделей ранее мы "атаковали" с ребятами после забега на Синеокое. Еще не стемнело, а тут как раз меня обогнал "ГАЗик," везущий вахту на отдых и я решил проследовать за ним и выбежать на асфальт через КПП.
     "Оооо... Как мягко." Первым прикосновениям с асфальтом усталые ноги так" обрадовались", что даже согласились бежать в горку. Уже стемнело и огни, освещающие далеко вверху въезд в тоннель, манили приближающимся финишем. По своей наивности, я думал, что моя "ласточка" ждет меня по ту сторону автомобильной норы.
     Дотерпев до тоннеля и увидев светофор реверсивного движения, я понял, что тоннель тут не один, однако, до второго я все-таки не дотянул и сдался, перейдя на шаг. Хотя, сам тоннель пробежал. Кстати, часы под землёй теряют связь со спутником и рисуют трек прямой линией, воруя пройденное расстояние у бегунов.
     Второй тоннель оказался последним и, переодевшись, я поехал за Серёгой, высматривая его по дороге. Напрасно. Он и не собирался никуда идти и ждал меня у парковки Стадиона, сидя на бордюре.
     Поднимаясь той же дорогой, я намеревался показать Серёге до куда мне хватило пороха, как вдруг на столбике - опоре, на которых держатся дорожные ограждения, заметил сидящую сову. Причем, у меня сложилось впечатление, что она тоже меня заметила и даже заглянула мне в глаза. Прям птичий день какой-то! Однако, пернатая модель сфотать себя не дала и упорхнула, стоило мне сдать назад.
     Кульминацией забега с Серёгой обязательно было посещение "МакДака". На этом поприще ему равных нет и, пока я залипал перед электронным табло, он уже вовсю дегустировал фастфуд. Я не силен в компьютерных играх и застрял на первом уровне, тщетно пытаясь выбрать язык. Раз пять нажав на "русский", мне на помощь, не выдержав, пришла работница зала и ткнула пальцем на иконку с изображением пакета. Тупая машина! Любой, уважающий себя робот, при малейшем намёке на национальную принадлежность, уже должен был перейти на голосовое управление.
     Ладно, проехали. Мишаня и так жалуется на большое количество отступлений в моих рассказах, а тут ещё эта чикен фри история. Короче! Следующие абзацы информативно-занудные. Желающим посетить озеро Голубое одним днём на выбор несколько вариантов.
     Старт и финиш стоянка 960. 50 +/- км, с набором высоты 4000+ м.
     Старт с Розы Пик. 45 +/- км, набор 2500 - 2800 м.
     Есть вариант подняться к озеру снизу и тут километраж и набор будет зависеть от маршрута. Доступа на новую нижнюю дорогу официально нет, но и переправы в районе Энгельмановой Поляны тоже.
     Участок: выход из леса - Турьи Ворота, тропы как таковой не имеет и этот факт нужно учитывать, как и то, что одного соуса для большой картошки мало!
     Вопросы, отзывы и замечания можно оставить в комментариях у кого-нибудь в инстаграме. Конструктивная критика также приветствуется, но не к моим рассказам. #всембег





1 комментарий:

  1. Кэп, око Сарумяна я уже видел, но мне очень нужен поющий ручей! Отведи))

    ОтветитьУдалить