пятница, 18 сентября 2020 г.

Абхазия 2020

Абхазия - страна свободы!

Александр Дулов.

В этом году я оббегал много водопадов, немало горных озёр, скал и вершин, но, вот так, чтобы за раз собрать их все, вышло впервые и виной тому моя жадность. Зажопив пять косарей на слот wild трейла, в планах было убить воскресенье, пробежав там 80 км зайцем, однако предложение Александра "потусить" в Абхазии в понедельник, избавили меня от этого, на совесть давящего поступка.

Так еще бы! В его маршруте мелькнуло словосочетание "Гегский водопад" и вопрос сразу был решен в пользу непризнанной республики. Саша еще упомянул озеро Дзоу и вершину с кофейным названием Арабика, и я, погуглив, еще больше загорелся желанием.

Пока наши ребята и девчата "умирали" под палящими лучами солнца где-то на Аибгах, скряга Андрей  воевал с крышкой гидратора в ванной. Последняя очень долго сопротивлялась, и мне, дабы избежать физической расправы над ней, приходилось неоднократно брать тайм ауты для успокоения нервов. Да я даже на Ютубе искал подсказку, но в попавшемся ролике, после пустой болтовни - вступления, лишь минуте на пятой "засветился" гидратор  и тот с закручивающейся крышкой на горловине. Палмфейс!

Короче, чтобы не уподобляться непригодившемуся для меня видео, резюмирую, что синий поильник все же был побежден и всунут в рюкзак в надежде, что подобной процедуры в горах придется избежать. В квадратных нагрудных карманах нового рюкзака заняли свое место такой же формы бутылочки, с растворенными в воде витаминными щипучками, а в остальных отсеках стандартный набор, и теперь "вещьмешок" Ultratri ждал часа Икс для тест-драйва.

Стрелку забили на 5 утра на Фигурной и, дабы не мучить читателя подробностями и оставить хоть какой-то шанс на прочтение, сразу перенесусь в Гагрский Заповедник, касса которого, о, чудо, уже работала в 7:30 утра по местному времени. (В Абхазии время на час вперед). Планируя время старта, мы не взяли во внимание этот нюанс и были приятно удивлены подобному клиентоориентированию.

Мча вдоль берегов Бзыпи (р.Бзыпь), искушенные ценители природы, не останавливаясь на попутных достопримечательностях, проехали все тоннели и припарковались в кармашке дороги перед указателем "4х4 only". Здесь, на слиянии Геги и Юпшары, берущей начало из озера Рица, через мост и начнется наше с тобой, читатель, путешествие. Не раз слышал отзыв, что, читая мои рассказы, чтец как будто "бежит рядом", поэтому, делай глубокий вдох, затягивай шнурки и погнали!

Через водную артерию Юпшары прокинуты два автомобильных моста и в начале нашего марафона мы пробежали по тому, что был к нам ближе, с надломанным по центру металлическим настилом, на примыкающий к нему грунтовый серпантин. Уже на третьем его вираже наше трио было вознаграждено отличным видом на красавицу Гегу со смотровой площадки, обвязанной разноцветными ленточками. Наивные туристы зачем-то вяжут их везде, где не попадя.

Еще через три витка необходимость во внедорожнике вовсе отпадает и при желании до водопада можно доехать на любой "пузетерке" со спиленными пружинами. Непонятно как, но дальше мы с рекой поменялись местами, а слева обозначился первый туристоприемник с охранявшими его территорию псами. Четвероногие, отработав свой хлеб, полаяли, но преследовать не стали и уже на 6-м километре, на втором "пункте питания" нас встретили ранний шашлычник у мангала и красавец водопад на другом берегу реки. (Каким-то образом мы опять поменялись сторонами.) Мангальщик что-то крикнул, но понять брань это или приветствие у меня не получилось и я поспешил за ребятами на другой берег.

Тут "фоторепортеры" разделились и, пока Игорь печатлел его с максимально близкого расстояния, в поисках видов получше я полез на скалу справа, а Саша, расчехлив свою зеркалку, щелкал затвором, "расстреливая" водопад издали.

На самом деле Гегский водопад уникальная по красоте и "исполнению" загадка природы. Вода вытекает прямо из "разошедшегося поперечного шва", и после небольшой фазы свободного падения изящными водоскатами спускается вниз по покрытым зеленым мхом выступам скал. "От места выхода воды на дневную поверхность вглубь горы простирается пещера общей протяжённостью 315 м, при перепаде высот от входа до верхней точки, равном ста метрам. Пещера была обследована спелеологами Сибири в 1984 году". Во времена обильного таяния снегов, либо в дождь, когда водопад полон сил, он, судя по фоткам в интернете, становится раза в три шире и частично перекрывает грот слева. (см. фото). В общем, очень рекомендую.

Отрицательная сторона подобных вылазок - это то, что после таких вот залипаний надо бежать! Бежать, ибо впереди еще солидные цифры набора высоты, да и километраж - тридцать с хвостиком (оказалось все 40 с хвостиком). Но плюсов однозначно больше. Гегское ущелье - симпотное местечко и мы часто останавливались для фото. Интересно было бы найти информацию об этих местах двумя столетиями ранее и, как минимум, узнать, кому принадлежала дорога на отрезанном от нас берегу с пробитым в скале тоннелем.

К исходу тринадцатого километра лафа закончилась и нас поджидала тысяча вертикальных метров на 5 км пути. Для сравнения, подъем на Ахун по ДХ 660 м на 4,5 км. Саша предупредил, что родник будет не скоро и они с Игорем побежали к речке запасаться водой. WTF? Т.е. все это время я один бежал с тяжеленным от воды рюкзаком? Но, вспомнив процесс возни с гидратором, я, скушав яблочко, утешился, что хоть как-то уменьшил его вес.
     Тропа оказалась в отличном состоянии и по своей сущности опять же напомнила родной Ахун "с севера", иногда "ДаунХилл" и совсем немного "классику". Игорь, распугивая ужей, шел в авангарде, а я, опасаясь за свою печень, замыкал нашу небольшую колонну. Забегая вперед, скажу, что в тот день организм отработал на все сто, и ни печень, ни судороги, не беспокоили.
     Ориентировочно на середине подъема мы уперлись в калитку, полностью перекрывающую тропу. Ее даже можно обозвать забором, ибо хитросплетение завязанных в ней веток мы не разгадали, и тупо через него (если это забор) перелезли и вскоре вышли на полянку со следами присутствия человека. Сначала я подумал, что это дело рук абхазских охотников, но повстречавшееся стадо молодых коров, заставляет думать, что все же - пастухов. Позвякивая колокольчиками, темношкурые бурёнки разбрелись по склонам и лишь одна "блондинка", прервав свой променад по тропе, нехотя сошла с нее, стоило нам приблизиться.

Один из отмеченных в этом месте родников, мы не нашли, а второй, ста метрами выше, имел такой неприятный запах, что, поморщившись, привереды, стараясь не замочить и не испачкать ног, обошли его стороной. Градиент смягчился и на тропу все чаще выползали какие-нибудь ветки или корни, и мне вспомнился весенний Ефрем и напутствия от Саши, что будет, цитирую: "кустисто". Однако, это продолжалось совсем немного и наше "терпение" было вознаграждено выходом из леса.

Небольшой балаган, натянутые между стволами веревки и одинокий детский резиновый шлепанец - еще одно Фарадовское напоминание, что "здесь были люди".  Имеющийся там источник воды, оборудован подручными средствами. Дабы избежать зловонной участи предыдущего, истоптанного скотом, в месте его "рождения" закопан небольшой кусок пластиковой трубы и мы отважились на дегустацию, заодно пополнив исхудавшие сосуды.

Какая-то редиска нарисовала в osmand-е трек, согласно которому с этой стоянки мы зафигачали тупо вверх, продираясь сквозь высушенные стебли еще неполегшей травы, между прочем, до сих пор такой же колящейся. Теперь, выражение "семенили ногами" приобрело новый смысл. Все эти вот, ботанические штучки: коробочки, тычинки и пестики, всё, легко отделялось и сеялось нами преимущественно в кроссы, в носки и т.д. Причем, сурикены самураев по сравнению с ними нервно курят в сторонке. Попадавшиеся семена были настолько причудливой формы, с лепестками - крючьями, что иной раз я брезгливо их с себя стряхивал, принимая за какое-нибудь существо. Бррр.
     Тропа мгновенно потерялась, ибо, по обыкновению, имелось лишь направление и мы "выгребали" вверх, чередуя легкое скалолазание с травосеяньем. Положительным моментом были только открывшиеся на противоположной стороне любимые пики и хребты Красной Поляны. Нам даже удалось разглядеть новую дорогу Розы.

Попа дробней о скалах. Наука, изучающая горные породы, называется петрография (или петрология). Так вот, я не геолог и не петролог (причем тут Петя?), но всегда поражаюсь "содержанием" посещенных мною гор. Если гуглить, можно с ума сойти от их разновидностей, классификации и прочему, поэтому я просто напишу, что там они грязно-белые! Они грязно-белые и все какие-то поцарапанные что ли. Сейчас никого не удивишь декоративной шпатлевкой и у меня создалось впечатление, что все эти мастера штукатуры проходили стажировку именно там. На одном валуне узор будто след когтей динозавра, на другом - лапки птички размером с воробышка и т.д. А общая картина, не смотря на крупный курум, что мы были в пустыне. А еще, в тех местах много карстовых трещин, провалов, пещер и мы соблюдали осторожность, обходя воронки стороной.

Долгожданное озеро с китайским названием Дзоу все никак не попадалось и даже после Сашиных слов, что оно сейчас должно "появиться", нам пришлось преодолеть ни один холм булыжников. По пути мы нашли лыжу и бамбуковую палку и, если с последней я зачем-то шел некоторое расстояние, прыгая по куруму, то первую, облизываясь на ее "крепы", мы даже не тронули.

Стою на куруме в лыжи обутый... Игорь сразу определил, что лыжа для меня великовата и я перестал думать, как ее оттуда забрать. Вскоре с нашей высоты мы увидели хорошо читаемую тропу, преспокойненько извивающуюся в траве по долине. Что? Можно было тупо идти по тропе? Блин! Но! Зато мы увидели озеро непросто сверху, а именно с этой стороны. По началу оно меня не впечатлило своими размерами, но спустившись, я изменил свое мнение.

Вода "китайского озера", отливая изумрудом, была прозрачна и прохладна. В одном из отчетов вычитал, что турист даже оттуда пил. Неееее. Каким бы чистым оно не казалось, мы ограничились только купанием, причем Александр охлаждался дважды. По дугообразному периметру берега, вплоть до скал дно хорошо просматривалось, вводя в заблуждение своей близостью. Окунувшись, мне там оказалось по грудь. Ребята немного побарахтались, а я традиционно, по-крещенски, сделал несколько приседов с погружением.
     Лепотаааа... Изображая Аленушку Васнецова, Игорь балдел, сидя на камне, а мы с Сашей, единясь с природой, чилили голыми жопами на траве, пока моего соседа что-то не укусило. Не переживай! За ногу. Поржав и развив эту тему, "боль уберите, а опухоль оставьте, вплоть для специальных поломничеств к озеру за этим, мы стали собираться в путь-дорогу. Кайфовать можно было и дольше, но время, увы, поджимало. Разглядывая возможные пути отхода, мы задавались мыслью "а нам куда?". Однако, по условию задачи было известно, что не туда, откуда пришли точно.

Хвост "Дракона" (тогда мы еще не знали, что это он) - возвыщающуюся скалу справа от нас, можно было обойти двумя способами, но каждый из категории "да ну нафиг"! В итоге, немного поднявшись над Дзоу, мы вышли на тропу, по которой, как оказалось, годом ранее проходил забег от всё той же wild family. Я даже нашел тоненькую арматуринку со светоотражающим флажком из ленты и зачем-то припер его домой. Логичность экологичного поступка до сих пор мне не объяснима, но в моей коллекции таких уже два.
     Тропа вроде и была, но подниматься по ней было не вариант. Градиент там настолько крут, что удержаться на сыпухе, не соскользнув, просто невозможно и мы, ориентируясь сыпучему серпантину, шли параллельным курсом, но уже по более "живому" куруму. Набрав немного высоты, я заметил слева гору с отверстием и расстроился, решив, что это Дракон. Идти до нее, равно потерять уйму времени и сил. Однако, поднявшись еще немного, заликовал, обнаружив искомый"арт-объект" прямо по курсу.

Знакомься, каменные ворота Дзоу! Естественно, мы поднялись к ним, заглянули на соседний хребет и я с облегчением вдохнул, узнав, что нам туда не надо. Постояв в этой арке  и нафоткавшись, мы сошлись во мнении - если "перекрытие" не выдержит, шансов выжить нет и поспешили продолжить подъем.

Вид на Юг

Южное отверстие))

Вид на Север

Вид в космос

Очередная предвершина и плановое "да ну нафиг". Горизонт полностью перекрывала, правда, невысокая скальная стена, но по словам Саши там где-то был перевал. Тропа не читалась, а редких туриков видно не было. Зато отсюда стало понятно почему скалу называют Динозавром (Драконом).  Её гребень, за счет острых выходов, действительно похож на хребет, если хотите, спину стегозавра. А уже, находясь на перевале, так и вовсе в анфас разглядели голову и ноздри. Вот такая природа затейница.

Ну это я немного забежал вперед. До перевала мы добрались не сразу, немного поплутав радиально. Потом, когда тропа была найдена, кто-то из ребят заметил веревку в небольшой расщелине и про тропу забыли. Эх, мальчишки! Ну, как же можно упустить возможность полазать? Импосыбыл! Хватаясь, то за веревку, то за выступы, Игорь тот час полез вверх. Мои убеждения, что по тропе наверняка надежней, проигнорировали, и в мгновение наша троица оказалась наверху, ахнув, от открывшихся видов.

Напротив красовался силуэт Арабики и плотный слой облаков за ней. Предвкушая умопомрачительные виды и игнорируя треки и тропы, мы, экономя время, ломанулись к ней по кратчайшей траектории. Я так старался быстрее покрыть расстояние, прыгая по камням, аки горный козел, что кроссы не выдержали и порвались. Не пугайся. Не совсем, но иной раз при спуске создавалось впечатление, что стопа вот-вот прорвет оставшуюся сетку и выскочит наружу. Обидно, скажу я тебе. И то, что я их так быстро ухайдокал, и то, что это не "страховой" случай. Всего-то 390 км, из них 300 до первой дырочки. Не суть. Пока они с доблестью цеплялись, как лапки насекомого, за любую поверхность, я был в игре и очень быстро мы оказались у плеча, по которому в сжатые сроки нам предстояло зайти на "кофейную" гору.

Арабика (старое название Арбаика)

Игорь, возглавив восхождение, так лихо шагал в впереди, будто был там не первый раз. На две трети пути Саша, не выдержав темпа, или, скорее просто не захотев упираться, отстал, а мы продолжали "мериться пипетками" до конца. Было бы совсем глупо толкаться там, борясь за первенство, но негласное соперничество имеет быть во всем, где бы мы с Игорем не пересекались. Он так радовался, когда быстрее зашел на Псеашху Южную, как и я, когда там же легко перепрыгнул с одной скалы на другую над небольшой расщелиной. Короче, для нас это норма, но мы оба понимаем, что Саша все равно круче.
     Хотя, как мы знаем, круче, а стало быть, "лучше гор могут быть только горы"! Какая же там красота нас поджидала! Вай мэ! Все, что ниже 2000 м н.у.м. с юга было спрятано под густым слоем облаков, похожих на морскую пену во время шторма. Солнце уже наметило "слепую полосу" на горизонте и, застрянь мы там до заката, наверняка бы увидели как она "режет" садящееся светило. Нет, столько ждать непозволительная роскошь, учитывая то обстоятельство, что нам предстояло возвращение по непроверенному пути, но и покидать вершину мы не торопились, устроив перекус и фотоссесию.

Спуск предполагался по острому, как бритва, хребту, а в простонародье - по "яйцерезке". Довольно-таки экстримальное занятие, особенно, если в одной руке держишь телефон. Тут в пору бы "пилить" видос на экшенкамеру, но, увы, чего нет, того нет. В долинах ближайших пиков с бытовыми названиями Утюг и Зонт виднелись куча карстовых воронок, напоминающих следы от бомбежки. А где-то за спиной, (когда бежали на Арабику, она была справа), целая система пещер им В. Илюхина. Вот только пещер в этот день нам не хватало!

После "яйцерезки" хребет поворачивал направо, а нам нужно было как-то спуститься в долину слева. Трек "предлагал" сделать это дальше, но "экономист" Александр предложил спускаться прямо здесь. Конечно же, тебе, читатель, тяжело представить где это "здесь", но, если посмотреть на фото выше, то это сразу за острым хребтом.
     В принципе, мы с задачей справились без особых проблем и мой гармин однажды даже "обрадовался", выйдя на маршрут. Тропа местами была промаркирована синей краской или же просто очевидна, но это "счастье" скоро закончилось и началось опять скакание по камням и осеменению (в хорошем смысле) местной флоры.

Запасы воды практически иссякли, да и жажду она, нагретая солнцем и разгоряченным телом через рюкзак, утоляла слабо. Вся надежда была на единственный на пути отмеченный родник. Тропа "уперлась" в пластиковую трубу, лежащую в траве и уходящую куда-то по склону. Как ищейки, взявшие след, мы с Игорем пошли вдоль нее, но метров через сто, так и не найдя ее конца, заметили, что Саши нет. Наш опытный товарищ тоже "пошел" по трубе, но не вниз, а вверх, туда, где водичка тоненькой струйкой выбивается из-под камней.
     Природная "раковина" там настолько неудобная, что вот так вот взять и набрать воду в бутылочку, даже силиконовую, хрен получится. Моя попытка вырыть ямку привела лишь к тому, что я замутил воду. Однако, выход все же нашелся. Александр сыграл роль виночерпия, заполнив наши емкости под завязку. Не в ущерб себе, конечно же. Просто его "пузырек", с широким горлышком, набирался легким, но резким движением руки. В общем, мы были спасены. Часы показывали до финиша одиннадцать с небольшим километров спуска. Беги - не хочу.
     "Не хочу" ключевое слово, но и с бегом все было не просто. Тропы как таковой опять не было. Мы выскочили на последнее плато - полянку перед входом в лес. Недалеко внизу ярким пятном виднелось что-то синее, а на горизонте, залитым закатным отсветом, розовели облака, как монтажная пена, заполнившими все расщелины ближних гор. Ну, красота же?!

Как мы не сопротивлялись (мы спускались намного правее), но тропа все же провела рядом с каким-то шалашом, накрытым тем самым синем баннером, а затем, еще несколько раз нелогично вильнув, все же нырнула в лес. Два предложения с нецензурной лексикой я упущу, но тут хоть жалобу пиши в Клуб Охотников и Рыболовов Абхазии! Что ж они так редко там ходят? Мы несколько раз сбивались, возвращались, потом оказывалось, что все же шли в правильном направлении и наоборот. К тому же, стемнело практически сразу и мы достали фонарики.
     Еще дома, замыкая входную дверь, я вдруг вспомнил, что забыл фонарик. Возвращаться плохая примета, но бежать ночью по лесу без него точно не к добру, и я прихватил рабочий , катающийся в машине. Фонарик, в принципе, неплохой, у него даже два режима работы, и заряжается от 220 В... а в рюкзаке все это время катались запасные мизинчиковые батарейки. Запасные, Карл! Эх. Но лучше с таким, чем без вообще без ничего.
     Я бежал замыкающим, стараясь оббегать или перепрыгивать, все то, на что натыкались мои коллеги. В лесу никто не рычал, не выл и не сверкал глазками, но отставать было страшно, ибо, что -  поначалу тропа, что потом дорога периодически пропадали. GPS невероятно глючил, указывая в противоположную сторону, а тот самый трек, который вел нас к озеру по верхам, был тупо очерчен прямой линией.
     Вспоминая слова Александра: "здесь мы скорее всего выбежим", я высчитывал, сколько же нам еще спускаться по этой "заброшенке"? Кто-то из ребят обмолвился еще в начале спуска, что надо "сбросить" всего лишь Ахун. Ох, уж эта привычка - мерить все в Ахунах. А мы все бежали и бежали. Мне показалось, что уже "сбросили" и Ахун, и Орлиные Скалы, и Бытху, и  никакого намека на то, что это скоро закончится.
     Вся моя математика полетела к чертям, когда выяснилось, что "хитрый" Саша нарисовал трек именно с места замыкания кольца, а не с парковки. Т.е. вся надежда, что из оставшихся километров 2 или 3 до машины, рухнула, когда в моих вычислениях появились цифры с отрицательным значением.
     В итоге, ровно по нолям мы выскочили на первый туристосборник, где на нас тут же кинулсь собаки. Хозяева приструнили псов, уточнив, не от медведя ли мы бежим. Кстати, кроме птиц, мы не встретили ни одного животного. Видимо, абхазские охотники перестреляли всю живность, от того и тропы нехоженные.
     Ребята, не сбавляя оборотов, продолжали бежать, а мой, на тот момент еле светивший фонарь, не располагал возвращаться соло. Короче, 48 км и 3133 метров набора высоты по Игоря часам, (у меня несколько раз жэпээс скакал и вышло 49,4), и мы финишировали, пробежав уже по другому   мосту.
     К сожалению, в меню плюшек не было и мы довольствовались горячим чаем, подъедая запасы, вывалив их на общак, а проезжающие с Рицы "УАЗики", сигналом приветствовали нас. Может быть потому, что я в тот момент стоял еще в трусах. Возможно, я бы тоже посигналил, стоящему на обочине в нижнем белье, человеку.
     Наслаждаясь вкусом и ароматом травяного чая, мы с Александром поддержали предложение Игоря, классифицировать наши забеги по категориям сложности, используя пятибалльную систему, с единицей измерения равной одной жопе. С горяча, этот трейл мы оценили сразу в 4 жопы, хотя я считаю, такую оценку субъективной, ибо при наличии других вводных (погода, время года и т.д.) жоп может быть как больше, так и меньше. Да и Серега настаивает, что задниц всего было три.
      #всемпук, ой! #всембег

p.s. На фигурной мы были в 22:45. Я даже хлеба успел купить домой.

1. Крышка гидратора хоть открылась? Это что за рюкзак?

1. В том то и дело, что она открылась, но не закрывалась. Возможно из-за того, что я много воды залил, чтобы при беге не булькало. Хз, может какое-то давление создалось. Пустой норм закрывается. Рюкзак УльтраТрай. Теоретически, можно любой другой гидратор брать.))