пятница, 8 мая 2020 г.

Дело было в июле






     Дело было в июле 2019г. Я, Саша, Слава и Серёга... Хотя, собственно, почему именно в таком порядке? Ок. Серега, Слава, Саша и я... Нет! Опять что-то не то. Нескладно что ли. Если перечислять по ранжиру, то я окажусь в конце списка. Если по алфавиту, то в начале. Но! Раз уж массовик-затейник у нас Александр, то стало быть, ему и выпала честь возглавить реестр бегунов любителей. Далее, не смотря на наш первый день знакомства, я бы поставил Славу. Так-то, он и по алфавиту на "В" и, возможно, ростом выше, чем Серёга… уж бегает точно быстрее. Решено! Я же, исключительно из скромности, пропущу Сергея вперед.

     Так вот, в назначенное время мы, собравшись на парковке Магнита на Фигурной, выдвинулись в сторону границы с Абхазией и, успешно ее перейдя, катили до Гагр безостановочно. Да и там можно было сэкономить время, если бы не мои проголодавшиеся спутники.
      Лавашей из тандыра пришлось ждать минут 20. Последние оказались настолько горячими, что употребить их решено было в каком-нибудь живописном месте по дороге на озеро Рица. Думаю, что мне уже пора объявить читателю наш пункт назначения, а направлялись мы в тот день на озеро Мзи. Прошел практически год и какие-то нюансы я, конечно же, уже не вспомню, в том числе диалоги, но отсутствие стартов и совместных пробежек заставляют ностальгировать, предаваясь воспоминаниям подобным образом.
     Лаваши не пожелали быть съеденными ни на развалинах старой башни, ни на водопаде "Мужские слезы". Им приглянулся какой-то поворот дороги, по правую сторону от которого стояло два вагончика мобильной пасеки, а по левую был съезд к реке. Ребята приступили к трапезе, а я как бы есть не хотел, я как бы хотел наоборот. Поэтому, под предлогом эксклюзивной фотосессии, я пересек дорогу (Саша съехал к реке) и, лавируя между собирающими нектар пчелами, поспешил скрыться с глаз. За небольшой полянкой начинался покрытый мхом самшитовый лес. Каково же было мое удивление встретить в нем современную постройку из блоков прямоугольной формы. Извините за такие подробности, но после того, как одна из стен послужила мне дополнительным укрытием (с другой стороны лес, помните же), я, раздираемый любопытством, решил осмотреть "здание" со всех сторон. Завернув за 2 угла, (получается, на противоположной стороне), я обнаружил, что это туалет. Туалет, Карл! Рукалицо! Даааа... Подобный факап мог произойти только со мной!

Мобильная пасека

     Вернувшись к товарищам, меня, конечно, распирало поделиться с ними (еще бы - такая ржака), но они еще продолжали трапезничать и я отложил эту сенсацию для удобного случая. Подкрепившись, мы поехали дальше и, миновав Рицу, остановились чуть выше Птичьего водопада, откуда открывалась красивая панорама. Еще до места старта была одна или две подобных паузы. Безусловно, - в горах красиво. Фотки можно делать на каждом шагу и потом в замешательстве выбирать лучшую для соцсетей. (Все 100 не выложишь же).
Птичий водопад
Смотровая площадка с видом на о.Рица

     Пока Сашина "Калина" аккуратно "облизывала" выбоины на дороге, нас с рёвом обогнало несколько внедорожников с туристами на борту. Последние с надменными лицами были уже счастливы от того, что они типа круче нас. Как мало человеку для счастья надо, не правда ли?
      Так как маршрут предстоял кольцевой, "Калина" нас высадила в месте предполагаемого финиша, немного не доезжая до развилки Источник - Озеро (База Аджара). Экипировавшись, мы побежали в сторону минералочки, но, сфотав корову, развернулись, решив оставить нарзанный десерт на потом.
Все честно - корова!

     На развилке, нужная дорога спускалась к добротному деревянному мосту через Аватхару. Мост запросто выдержит не только "УАЗики", но, как я уже писал выше, так было придумано Александром и машина была оставлена, а мы бежали. Правда, пока что по асфальту.
     Последний не долго стирал шипы наших кроссовок и, снова подведя к реке, оборвался автомобильным бродом. Внедорожники без труда в этом месте форсируют водную преграду, но пешеходам там ловить нечего. Метрах в десяти от него, ниже по течению нашелся огромный ствол, по которому мы, благополучно переправившись на другой берег, вышли на тропу (нет, не войны).
Саша на бревне

      Со Славой до этого я был знаком только по Strava, но, поверьте, для бегуна этого более, чем достаточно. Подстегиваемый мыслями, что он сейчас каааак побежит, я, чтобы "не сесть в лужу и заодно помериться... допустим силами, с самого начала взял соревновательный темп. Однако мой порыв никто не поддержал, а Славон так и вовсе не собирался напрягаться. Естественно, я от них оторвался и лишь однажды, усомнившись в правильно выбранном направлении, дождался нашего Сусанина и, "вооружившись" инфой, что тропа тут одна, решил принципиально добежать до озера, не переходя на шаг.
      Сначала тропа, виляя между корнями деревьев, вела то вверх, то вниз и я догнал "матрасников", которые добирались до Мзи верхом. Нет, они не шли какой-то верхней дорогой (тропа одна, помним?). Они восседали на коняшках, а те уныло брели за "караванщиком".
     Обгонять лошадей, я вам скажу, немного сыкотно. В первую очередь это ломка устоявшихся стереотипов, а во вторую: меньше всего хотелось быть облягнутым перепуганным животным. И там, где ширина тропы позволяла, я оббегал их с максимально возможным интервалом.
     В конце подъёма я "поровнялся с конем Караванбаши. Животное с удивлением (скорей всего просто с интересом) повернуло голову, но ни кусать, ни фыркать не стало. "Фух".
     Лес закончился и тропа вывела на заболоченное плато, пробежать по которому, не замочив ног, у меня не получилось. Там я догнал еще одну группу молодых туристов - черепашек, с неохотой уступавших дорогу.
     Горные пейзажи прорисовывались с каждым новым шагом и горизонт уже по дуге обозначился хребтами, в подножии которых и должно было быть "наше" озеро. Перепрыгивая через множество бегущих там ручьев, я вышел на "финишную прямую". Наверняка оно пряталось за последним бугром. Чутье и логика меня не обманули: вот и оно!


     Ляпота-а-а!.. Теоретически, Вы можете и на фото посмотреть, но в живую - это просто фантастика! На прямопротивоположном склоне еще не расстаявший ледник сползал в озеро. По берегам цвели кусты рододендронов и все это дублировалось отражением в кристально чистой воде. Ледяной естественно. Красоту картины добавляли огромные валуны, хаотично раскиданные ландшафным дизайнером - природой.
     Из туристов в тот день я там оказался первым. Два, скорей всего сотрудника заповедника, уже чем-то были заняты и, ответив на мое приветствие, невозмутимо продолжали свою работу. Пользуясь же тем, что пока все пейзажи мои, я носился с телефоном по берегу, фиксируя красоты на камеру.


     Вскоре подошли и мои друзья, и кони, и черепашки и фотосессия понеслать по второму кругу, но уже с добавлением на фоне пейзажей разных персонажей.
     После небольшого перекуса Саша посветил в дальнейшие планы. Просто посмотреть озеро было недостаточно пропорционально затраченному времени на дорогу. Километраж и энергозатраты тоже (всего-то 6 км). Поэтому возвращение к автомобилю предлагалось через ряд озёр поменьше с восхождением на Ацетуку.
     Мое скалолазание до того дня ограничивалось небольшим количеством вылазок на речке Мацесте, каждое восхождение из которых заканчивалось прыжком в воду. А тут всё по-взрослому! Ты, горы и (не в обиду будет сказано) трое малознакомых парней, увлеченных, как и ты, подобным поиском приключений.
     Зайти на ближайшее к нам плечо снизу казалось вполне выполнимой задачей. Далее нам бы осталось дойти по хребту до вершины. К самой точке штурма мы добрались, разделившись на 2 лагеря. Слава с Серегой пошли по сыпухе, а мы с Сашей через скрытые в рододендроне курумы.
     Траектория наших оппонентов оказалась быстрее проходимой, но я зря нервничал: без нас они начинать не стали. С ребра этого плеча открывалась отличная панорама по обе стороны. С одной только что посещенное Мзи, с другой небольшой цирк с озерцом поменьше.
     Пока мы, оценивая свои возможности при полном отсутствии альпинистского снаряжения, рассуждали о здравомыслии сего действия, Александр по-быстрому сгонял к той лужице на разведку, посмотреть, так сказать, этот гребень в профиль.



     Не дождавшись разведданных, мы решились на штурм. До определенного момента все шло хорошо, но пятиметровая (навскидку, может больше) скала, вставшая на пути, заставила призадуматься. А вдруг, вскарабкавшись на нее, окажется, что дальше пути нет, тогда спуститься здесь же без веревки большой риск. Наш разведчик, не просто догнавший нас, а уже оказавшийся впереди, предложил в очередной раз лично проверить что там и как, но мы решили отступить, ибо ждать вертолета со спасателями в качестве пострадавшего никто из нас не хотел.
     Горевосходители спустились по одному по крутой осыпи там же, где потерпели фиаско. Затем траверсом прошли паралелльно неподдавшемуся нам хребту непосредственно к финальному подъему на Ацетуку, представляющим собой оооочень крутую расщелину.

Вид с вершины Ацетуки. Мы со Славой поднимались  под тем рыжим выступом слева 

     Я не шарю в этих градусах, но градиент уклона был таким, что подниматься, гребя, всеми четырьмя конечностями можно было, не нагибаясь. Иной раз, чтобы не потерять раановесие, я цеплялся за какую-нибудь травинку. Увы, растительность в горах иногда очень скупа на размеры.
     Где-то на 2/3 подъёма я оглянулся вниз и увидел, что Слава только начал восхождение. Саша поднимался параллельным курсом, а где в этот момент был Серега, я не помню. Я выбрался на хребет. Сердце стучало, будто я туда забежал. Через несколько секунд рядом уже стоял Слава. "Как?! Как он так быстро поднялся?." Тут же из-за камня вышел Саша. Еще немного несложного скалолазания и мы оказались на вершине.

Слева направо: Слава, Саша, Серега, Рублев (СССР)

     Ух. Очередная горная панорама. Темно-зеленая долина Аватхары с изумрудным пятном озера Рицы прямо под нами, а вокруг живописные хребты и вершины Кавказских гор. В компьютерной игре Assassin creed, когда герой забирался на обзорную точку, время как бы останавливалось, камера вращалась вокруг него, где-то кратко кричал орел, а город, размытым пятном, описывал круг. Так и в горах. Стоишь на вершине и "панорамишь" на все 360 градусов. Когда есть видимость, разумеется. Был я как-то на Сахарной Псеашхе осенью в 2018-м... ха-ха.

Вид с вершины Ацетука (в сторону моря)

     Созерцая и фотографируясь, а заодно и перекусывая, мы обсудили дальнейший наш маршрут. Спуск по гребню был предпочтительней, но стоящий там жандарм, портил малину и спускаться пришлось тем же путём с той лишь разницей, что пошли мы уже не в сторону Мзи, а по хребту через ледник.
Высота ледника

     По пути попалось еще несколько лужиц - озер, а также лжетропа, которая завела нас со Славой в никуда. Как-то так вышло, что мы разделились. В каком-то месте тропа незаметно раздвоилась на две параллельные и нам чем-то приглянулась та, что шла выше. Серега же, сориентировавшись по карте в мобиле, побежал ниже. Саша, как обычно, отстав от группы из-за снимков, сначала тоже побежал за нами, но почуяв не ладное, вовремя развернулся.

Еще одна "лужица"

     Тропа резко прервалась и "уперлась" в лес. Maps.me показывал, что нужный трек под нами и вроде не так уж далеко, и мы со Славой забурились в заросли папоротника с человеческий  (с мой) рост наперерез. Второй полосой препятствий встал на нашем пути огромные курумы, а следующим кордоном густой лес.

Альпийский луг

     Тут уже здравый смысл возобладал и мы повернули назад, преодолевая все вышеизложенное в обратном порядке. (Курумы и папоротник. А то перемотаете до машины).
     Саша дождался нас на нужном маршруте и спуск мы продолжили втроем. (Серега учесал соло). На пути из достопримечательностей попался только охотничий балаган, да и если б что и попалось, рассмотреть я навряд ли успел. Эти кони так летели вниз, что я еле поспевал за ними, чтобы не дай Бог не потеряться. Когда финиш стал очевиден (я увидел дорогу), я взял паузу.

Балаган ltd

     Закон подлости никто не отменял, а залог успешного завершения любого трейла, пусть даже самостоятельного, это обязательный какой-нибудь казус. Это может быть падение, но чаще непролазная грязь. Эпический финал - это падение в грязь за километр - два, а то и перед самим финишем, но в этот раз обошлось просто тотальным погружением обеих ног в расквасившуюся от влаги жижу.
     Встретившись у машины (как и было задумано, мы выбежали прямо к ней), наш квартет отправился к источнику. Утолив жажду и наполнив нарзаном бутылочки и гидраторы, мы вернулись, но не к машине, а к мосту. (Ребята решили искупаться).
     На обратном пути мы все же сделали пит-стоп на Рице. Мыкаясь от одной кафешке к другой, наш квартет ни на что не созрел, кроме мороженого. Этот десерт я надолго запомню. Замечтавшаяся мороженщица нафигачила на него столько сиропа, будто рассчитывала, что вместе с мороженым я съем и свою руку. (Хорошо, что пчелы остались далеко внизу).
     Дома я оказался часов в 9 вечера. Вот так, девятнадцатикилометровый трейл затянулся на весь день. Бегать в Абхазии здорово, но на трансфер уходит много времени.
     Хочешь новых историй? Побежали!



Комментариев нет:

Отправить комментарий