воскресенье, 25 июля 2021 г.

Псеашха Южная или во всем виноваты лыжники!

Слева направо: Саша, Денис, я, Игорь и Артур

Звезды на небе сошлись и в самый разгар рабочей недели вышепредставленные лица, ориентировочно в 7:30 утра, стартанули с парковки биатлонного стадиона на Лауре (ГазПром) по направлению к приюту Пихтовый. Погода стояла ясная и уже в это, относительно раннее время, не смотря на высокое расположение по отношению к уровню моря, было душновато.

Накануне, в процессе подготовки и непродолжительных сборов были оговорены условия поведения нашей группы. То бишь: своих не бросаем, раненых лечим, безнадежных добиваем. Но самый главный аспект - не ломим! Куда спешить? Времени вагон! Ну, ок.

Сначала все шло хорошо и подъем до вольеров с воющими от скуки хасками был преодолен согласно договорённости, а потом Артур предложил свернуть налево и срезать траверсом участок до леса. Бегуны еще те лентяи, поэтому никто не сопротивлялся. Пробегая Оленью ферму, мы натолкнулись на группу спортсменов, движущихся в попутном направлении с примыкающей дороги.

Ребята и девчата бежали строем, как в армии, в колонну по два. Наши траектории пересекались и мы поначалу решили их пропустить, приставая к ним с расспросами, но в какой-то момент (через секунд тридцать), нам показалось, что мы можем быстрее... "И тут Остапов понесло!" Я же говорю - во всем виноваты лыжники.

Да, это оказались  они, спортики, приезжающие на сборы в Красную Поляну в межсезонье. Наверняка не лыком шиты: бегают строем, темп держат ровный, а тут мы такие любители.. Любители повыпендриваться. Взяли и обогнали.

Впрочем, почивать на лаврах пришлось не долго. Дорога уперлась в лесную тропу, которую тут же разбавила яркими цветами беголыжная  вереница и наша, улепетывающая от них, пятёрка. До Медвежьих Ворот  мы удержали "лидерство", но решили все же  их пропустить.

Однако, старший лыжник заметил, что их отряд растянулся и тоже взял тайм-аут. Выжидать, кто будет отдыхать дольше, наша компания не стала и опять "возглавила гонку". А зря. Спортики, подтянув хвост,  снова  задышали нам в затылок, не давая расслабиться.

Вид на Псеашху
Сахарную с одноименного перевала

Дабы не ударить в грязь лицом, наш побег от лыжников продолжился и на карнизе, и на первом притоке Пслуха, и закончился лишь на втором, где наши пути расходились.

1-й приток Пслуха

Атмосфера была вполне соревновательная - пестрые краски атлетов, наступающих на пятки, и маячащая на горизонте вершина Сахарной. "Не ломить"! Ага, щас! Мы так увлеклись "погоней", что даже не вспомнили о питании, а прошло между прочим часа 2.

Долина 2-го притока.  На горизонте Узловая и перевал Строителей

Свернув в долину второго притока можно было выдохнуть. Но не все так просто. Интенсивность, конечно, снизилась, а градиент подъема наоборот - с каждым шагом становился все круче и особой разницы не почувствовалось.

На последнем перед восхождением пункте набора воды всё же наш мини караван устроил небольшой привал. Денис - гость из Алматы, извлёк из рюкзака суджук, и мы, надеясь вкусить казахский деликатес из конины, с удовольствием угостились. Тот факт, что колбаса была куплена у нас на вкусовых качествах не отразилась, но интерес к себе поубавила, и я переключился на свой финский сервелат.

Долина 2-го притока. Вид с середины подъема. Если присмотреться, можно увидеть поднимающихся ребят.

Десяти минутный перерыв и опять только вверх. На этот раз выползать на гребень решили прямо "в лоб" от водопада.  Сетуя на усталость, я каким-то образом очутился в авангарде и поднимался вроде бы не спеша, но обернувшись, обнаружил, что мои спутники далеко внизу.

Стоять вот так на полузелёнке - полусыпухе под таким градусом и поджидать ребят я не стал. Это неудобно и скучно. Куда "веселей" гонять туров, с любопытством смотрящих на меня сверху.

Один из наблюдателей

Три особи не хотя  отступали по мере моего приближения к ним, издавая при этом странные резкие, но короткие звуки. Сначала я подумал, что это кричит птица, но нет. Рогатые, видимо, так предупреждают  сородичей об опасности. После очередного вопля сверху полетело "колесо".

Благо, что траектория его  полёта расходилась с моей, да и ребята поднимались по идее левее (мне их уже не было видно), но я на всякий случай крикнул: "камень!".  Теория Александра Дулова о том, что копытные это делают нарочно, подтвердилась.

Перевал Строителей, вид сверху

Так как тропы там не было, а курс был определён на глаз, я карабкался вверх по наитию и, как сказал потом Саша, "забрал" намного правее запланированного. На результат это не повлияло и никак не помешало зайти на Узловое плечо, а потом и на Узловую. А там, подъедая бутеры, поджидать остальных и, пользуясь возможностью, перевести дух.

Узловая. Я еще сидю и лопаю бутеры

Даже стоя на вершине или на гребне, ты как бы отдыхаешь, но отдыхать сидя гораздо  приятней. Приятней, но не факт, что удобней, ибо "сидушка" впивается в  тебя острыми краями выходов скал.  Бгг. Из обломков этих же пород до прихода товарищей я успел собрать и пофотать Стэк. Конструкция "пережила" всего три кадра и их ребята увидели потом лишь в альбоме.

Стэк на фоне Сахарной

На противоположной вершине обозначились  крохотные фигурки лыжников. На всякий случай я им помахал, хотя и сомневался, в том что мой сигнал был замечен.

Да хрен с ними, с этими лыжниками! Виды то какие! Вы только посмотрите!.. Работая челюстями, я осматривался и балдел. Я кайфовал не только от завораживающих пейзажей пиков и ледников, а в большей степени от факта знакомства с ними.

Вот, напротив, через разделяющий нас перевал Строителей, терпя присутствие спортиков, стоит красавица Сахарная и практически горизонтально соединяется хребтом с Зелёным Клином (3189 против 3164), а их  отвесные северные стены  подпираются ледником.

Ага. Пик Кожевникова отсюда не виден, но он точно там, потому что вот он он -  Игольчатый Южный.  Видны очертания Скалистой Западной, а чуть дальше  угадывается Цахвоа. "Макушки" по соседству с Челипси отвлекают на себя оба Игольчатых (Главный и Западный). С этой точки отлично просматривается хребет. "Да уж. Махнуть с одного на другой и обратно не простая задача!"

Игольчатый Главный и Западный, за ними чуть левее Цахвоа

Ниже справа показался первый из "преследователей" и отвлек от созерцания. Точнее, я переключил взор на то направление, с которого мы пришли. Пейзажи "залились" зеленью долины второго притока и заросшими склонами невысокой по отношению к нам Табунной Северной  (2338). Это практически  на километр ниже.

Справа налево: Псеашха Сахарная, Зеленый Клин, во втором ряду Игольчатый
Южный, еще дальше Скалистые. Белое пятно слева - Ледник Псеашха (№36), лежит между перевалами Лжестроителей и Строителей. Еще левее подпирает Игольчатый Западный.

Когда вся компания была в сборе, пятую точку все же пришлось оторвать, да и противоположное сторона тоже заслуживала внимания, большая часть которой, увы, пока знакома только в теории.

Но это там за Уруштеном. Прямо под нами был Верхний Пслухский ледник. За хребтом с Каменным Замком  лежит Холодный. С Узловой его не видно, но я знал, что он там. Кстати, в прошлый раз он был скрыт под толщей облаков. Так что увидеть его с нового ракурса ещё предстояло.

Узловая, чуть дальше Южная Псеашха, слева Верхний Пслухский ледник

Конечная цель - вершина со сломанным триангулятором - Псеашха Южная, как сперва показалось, была ещё далековато. Путь к ней предстоял с элементами скалолазания и скалопрыгания. Ну, это когда ты не спускаешься в каждую щель там, где можно перешагнуть или преодолеть прыжком. Не пугайтесь, все в пределах разумного.

Северная и Южная Псеашхи

Накануне, ложась спать, в голову лезли тревожные мысли. Рисовались картины падений и срываний, намекающих вести себя предельно внимательно и осторожно. По факту вышло в точности наоборот. Хей-хей. Слабоумия и отвага! "Здесь можно перепрыгнуть! Здесь пролезть, а вот туда и вовсе лучше пробежать по леднику!"

Так быстрее, чем по гребню

В последнем меня поддержал Саша и мы действительно сэкономили время, пробежав по снежку, пока другие преодолевали полосу препятствий на гребне. Кстати, там нам встретились следы мишки! Вот, что ему там делать то? Там еды нет. Тоже эстет наверное.

У триангулятора Александр был первым, включив по обыкновению на запись видео, дабы запечатлеть исторический момент восхождения.

Как и ожидалось, с юга под нами растеклась долина Холодной, берущей начало с одноимённых залежь льда, снег на которых местами растаял полностью и отливал на солнце разными цветами, начиная от голубого и заканчивая темно-зеленым.

Прямо под нами ледник Холодный, долина реки Холодной, справа Зубцы, дальше Мраморная. На горизонте белый - Чугуш, по центру чуть ближе Уруштен.

За отрогом с Зубцами хорошо просматривались покатое плечо Мраморной и её, не смотря на высоту в 2892, полузелёная и полукруглая макушка. Оленью и Азурит закрывала Северная Псеашха, пойти на которую путем голосования решили в другой раз.

Записка. Теперь хранится у Игоря.

По словам Саши мы бы обернулись за плюс/минус два часа, но лично я к этому морально готов не был. Ещё одним из аргументов против - был иссякший запас воды. Про загнанные лыжниками до судороги ноги я вообще молчу. Темп навряд ли был бы скорым, но... В другой раз. Александр, конечно, расстроился, но стоически перенёс отказ.

Под бетонным  обломком фундамента тригопункта внутри ржавой консервной банке в завернутый чёрный целлофановый пакет мы нашли записку предыдущих восходителей. Если мне не изменяет память, то её содержимое нам было знакомо с прошлого раза. Просто в тот раз у нас не оказалось ни ручки (карандаша), ни листочка.

На пример казаков, пишущих письмо турецкому султану, моей рукой была оставлена соответствующая запись. Для таких же неподготовленных, как мы в прошлый раз, я оставил запасной листок и карандаш из Ikea. Кстати, на Игольчатом Западном мы ещё и конфетку оставляли!

Южная Псеашха, 3252 м.

Погода благоволила и отдых на вершине выдался весьма продолжительным. Мы пробыли там ровно столько, сколько хотелось, а потом единогласно пошли по гребню в обратном направлении.

Ещё на Узловой мы приняли решение, что спускаться  надо будет в другом месте, и свернули на сыпуху в районе перевала 75 лет КГБЗ.

Что такое спуск по сыпухе? Если пафосно, то можно расписать, что ты движешься вместе с горой. И не просто движешься, а под звук бьющегося стекла! И да, камни там настолько острые, что режут подошвы и руки, как бритва.

Теряя равновесие, человек инстинктивно опирается на руки (руку) и,.. Как итог, Артур распорол ладонь. А ещё Игорь хихикал над моими салатовыми перчатками. Как потом выяснилось, у Артура перчи тоже были, но в рюкзаке.

После оказания первой помощи мы с Сашей заспорили о дальнейшей траектории. Неугомонный скалолаз рвался перевалить Строителей после  траверса кулуара с перспективой акробатики. Я же предлагал не изобретать велосипед, а спуститься полностью в низину по хоженому маршруту.

Артур уже перебинтован

Дебаты, естественно, далеки от политических и никто не плескал в лицо оппоненту воду... Вода!!! ! Запасы воды к тому времени полностью  сошли на нет и я торопился к заветному водопаду с фиолетовыми цветами.

Водопад с фиолетовыми цветами. :)

Спуск с перевала был также интуитивно-напамятный и относительно скорый. Минут за 10-15 привала я выпил не меньше литра воды! Вот это засуха! Хух. Можно было выдохнуть, потому как самое сложное и опасное осталось позади.

Параллельная фиолетовому водопаду речушка, берет начало с Сахарного ледника.

Палки, сложенные ещё до Узлового Плеча, так и не пригодились. До выхода на основную тропу, прячась за кустами , мы поиграли  в разведчиков и, не заметив всадников, поспешили встать на легальный маршрут.

Табунная

Двух конных и людей в форме мы встретили немногим позже, но пропуска и документы у нас так и не спросили. А на участке Бзерпинский карниз - колокол опять удалось развлечь туристов. Прям обожаю такие моменты. Наверное потому, что больше всего нашей скорости восхищаются туристки.

Для уставших морально и физически подобные комплименты, как допинг. Правда, однажды мы так неслись, что перепугали группу. Хулиганы, блин!

До машины мы добежали дружно и строем, как  те лыжники. Всего-то вышло чуть больше 30 километров, но в себя я приходил минут десять. Может из-за жары, не знаю, но обгоревшие шея и руки в локтевом сгибе до сих пор напоминают, что бафф напрасно катался в рюкзаке, а рукава нужно было натягивать не только на участках с высокой травой, но ещё и до плеч.

Просто я  редко попадаю в горы в хорошую погоду и так сильно обгорел впервые. А, кстати, на Северную мы, может, и не зря не пошли. Спустившись к Пслуху и обернувшись, мы увидели, что Сахарную заволокло облаками, а на карнизе наблюдали, как снизу поднимается  туман.

Взбираемся на перевал Строителей. На переднем плане Денис, остальные по ту сторону снежного языка. На горизонте еще не изведанные вершины. Одна из них слева - Азурит.

В общем, подводя итоги, можно с уверенностью сказать: "все хорошо, что хорошо кончается"!. Артур отделался тремя швами, а шишка под коленом Игоря к финишу сдулась. При изготовлении "казахского" деликатеса не пострадала ни одна лошадка, а мои фото в режиме 3:4 проигрывают Артуровским "Full". В записке я написал Алматы через дефис, а к желанию Саши зайти на Псеашху Северную добавилось как минимум четыре кандидатуры!