Успех любого чтива зависит от способности автора с первых строк заинтересовать читателя! Просто так взять и пообещать, что там дальше, после пары страниц философской нудятины вперемешку с на память восстановленными диалогами, будет то, что надо, недостаточно, поэтому я сразу телепортирую нашу троицу искателей приключений на перевал Строителей.
Описаний маршрута "дотудова" полно в свободном доступе в интернете, и в моих отчётах. Только в этом году, 10 октября 2020 года, мы были там уже в третий раз и, не сверяясь с треком, будто у себя дома, уверенно выгребали на хребет чуть выше скального сброса. Подобная самоуверенность не лучшая манера поведения в горах, но таким крутым чувакам, как мы, это сошло с рук.
Долина 2-го притока Пслуха |
Добравшись до гребня и заглянув через край, мы сильно удивились, не узнав "пейзаж" заперевального мира. Нет, все пики были на месте. Даже западный склон Нефтяников по-прежнему радовал глаз своей манящей белизной, но картина под нами была неузнаваема. Во всяком случае мне так показалось и я развёл панику, убеждая попутчиков, что этих двух волнообразных холмов марены прошлый раз не было, а вот тут слева, так вообще был приличный сброс.
Предположить, что за два месяца там успел поработать бульдозер, абсурдно, но и землетрясений и подобной фигни в этот период также не наблюдалось. Что же тогда? Загадка. Загадка, ответ на которую практически нашёлся дома. Скачав треки и наложив их друг на друга, я выяснил, что в этот раз мы переваливали Строителей в другом месте. Возможно поэтому в моей визуальной памяти произошёл сбой, но это не точно.
Перевал Нефтяников, на переднем плане холмы, которых вроде не было |
Рельеф в горах по любому меняется! Горы растут, скалы осыпаются, ледники ползут, реки текут... В общем, в этом мире гор своя движуха и жизнь. Да, да, да. Это только с виду они просто есть. На самом же деле там порою разгорается такие страсти - Санта Барбара отдыхает.
Реки воруют друг у друга вОды! Лавины развлекаются с озерами, то засыпая их, то наоборот, создавая. Ледники, хоть и медленно, но тоже вносят свою лепту в общее веселье. В общем, горы "работают" без перерывов и выходных!
Нам куда-то туда |
Как видите, без отступления не обошлось. Пребывая в смешанных чувствах, мы спустились на Псеашхинский ледник, напоминающий в этом месте любой сочинский пляж в межсезонье, с той лишь разницей, что на этих плоскокаменных сопках нет выброшенных на берег веток. Такое подобие морской гальки заканчивается за небольшим поворотом, обрываясь крутым спуском по сыпухе и выводит в долину с другой породой камней. Как вы поняли, в моей классификации камни бывают породистые. Там они преимущественно коричнево-кирпичного цвета вперемешку с бежево-серыми. Я, конечно, ещё тот дальтоник, но закат солнца от зелёного различаю.
Пробегаемая нами долина по своей сути фирновый бассейн, в котором залегает ледник Псеашха. Точнее, некоторая его часть. В своём посте в Instagram я немного приоткрыл эту тему, упомянув, что их несколько видов. Так, справа по ходу движения, на стенках семейства Игольчатых лежат присклонные его части, а под нами был типичный "ползун", который ближе к 2/3 всей долины, сходит на нет. Так называемая зона таяния начинается на практически отвесном ригеле из морены высотой метров 10. Там у ледника нет шансов "выжить", по любому сломается.
К тому же, наши ледники тёплые. (Вам не показалось). Они тают и сверху, и снизу, и в особо солнечных местах могут вытаять гроты. В один из таких мы рискнули зайти. По сравнению с прошлым годом его глубина заметно увеличилась и вполне по площади может конкурировать с современными квартирами студиями.
Всё, кроме "пола" там, покрыто льдом. Тамошний "паркет" сплошь засыпан мелкими камешками, которые с некоторой периодичностью осыпаются, спрыгивая с крыши аркообразного свода. Потолок и стены далеко не гладкие. Такое впечатление, что кто-то огромный поработал соответствующего размера ложкой для мороженого. Справа от так называемого входа в природный баскин роббинс, имеется горизонтальная полочка, куда я и забрался для фото.
Кхе. Ледник, сука, холодный! Я еле высидел, пока Саша выцеливал меня в камеру. Зато результат превзошёл мои ожидания и уже несколько человек просят меня их туда сводить. Наивные. Думают, что там все такое. Хи-хи. Хотя, по-большому счету, там все необычно, а стало быть прикольно. И этот грот, естественно, неправильный формы, с нелогично вытаянными проталинами, тому подтверждение.
Изучив эту "жил площадь", мы поспешили дальше. Камни резко изменили размер, превратившись из мелких пластин в крупный курум, сопровождающий нас вплоть до истока реки Чистой. Сама река зарождается где-то в районе Сахарной, многочисленными ручейками сбегая по белому льду перевала Нефтяников, прячась потом в пробитых же ею тоннелях морены и ледника, и показываясь наружу уже потоком приличной ширины, в аккурат из-под скалы, на которой обрывается ледник. Причём эта так называемая скала, тоже морена. Их, как и ледников, классифицируют по разным признакам, разделяя на два основных вида: движущиеся и отложенные. Морена, так сказать, продукт, создаваемый ледниками.
Так вот, там - это фигня, залегшая монолитом поперёк долины, сине-серого цвета с белыми прожилками, растекающимися по всему каменному телу, как вены человеков. А чуть ниже неваданной силою собрана смесь льда и камня в кучу, по форме напоминающую пирамиду. Даже версий нет какие процессы этому содействовали, но в сравнении с прошлым годом, её "правильная" форма претерпела значительные перемены, обнажив свои ледяные внутренности.
Там мы встретили туриста из Перми, гуляющего в горах и по озерам соло. Его огромный рюкзак, видимо, был настолько тяжел, что, он с нескрываемой завистью восхитился скорости и формату нашего передвижения. Оставив его позади, мы выбежали к исходу этой долины, сужающейся, как бутылочное горлышко, где набравшая силы река, мощно и одновременно грациозно спускается по скальным сбросам в перпендикулярно лежащее ущелье.
Подтаявшая грань пирамиды |
Пока Саша сверял направление по навигатору, я, помня, где искать тропу с прошлого года, начал спуск по охренеть какому крутому и живописному серпантину. Игорь там был впервые, поэтому придерживался Александра и очень быстро мы потеряли визуальный контакт.
Немного шалости |
Спускаясь, я опять задался вопросом насколько непросто здесь идти под рюкзаком. В нескольких местах там наверняка надо убирать палки и подключать руки. Однако, в нашем случае налегке, да ещё на спуск это давалось относительно просто. Я вышел к реке и решил дождаться ребят, снимая фото и замедленное видео, но их все не было. Тревожные нотки вынудили вернуться туда, где я последний раз видел Игоря, стоящего на скале, далеко наверху.
По истекшему времени они должны были успеть туда спуститься раз пять, но их не было. Почуев неладное, я было собрался выгребать наверх, как на всякий пожарный оглянулся и увидел их фигуры уже внизу. Во дела! Я их тут, понимаешь ли жду, волноваюсь, а они ещё чуть-чуть и скроются на горизонте. Оказалось, что у тропы есть альтернативный путь, уходящий на право, по растущим "заподлицо" к скале, берёзам. Окрикнув их, я поспешил сократить дистанцию, воспользовавшись их маршрутом, и очень скоро уже любовался панорамами долины реки Чистая.
В такую шикарную погоду, какая нам досталась в тот замечательный день, виды были просто сногсшибательные! Для понимающих естественно. Прямо напротив той точки, на которой мы находились, (километров 20 по прямой), возвышается красавица Цахвоа - высшая точка Краснодарского края. Хорошо видны одноимённый ледник, гора Индюк и вершина хребта Чилипси. Совсем рядом справа Игольчатый Главный под другим соусом, а за спиной перевал Мраморный и не популярная вершина - трехтысячник Азурит. Если бы я не знал, что нам надо карабкаться именно туда, я бы сказал :"да ну нафиг!". Но, блин, я знал, но от этого нунафиг положе не становился.
Да ну нафиг |
Сначала мы шли по выпирающей бугром обрусевшей морене. Ну, а что? Она уже там настолько давно, что успела зарасти этой мерзкой, высохшей травой, семена которой активно сеялись в кроссы и носки. Мы были не на соревнованиях, поэтому под предлогом созерцания горных пейзажей решили взять паузу перед скальным участком.
Наверху мы заметили небольшое стадо беломордых козлов, которое тот час лихо ускакало траверсом в сторону Чилипси. А чуть позже по этому же азимуту была замечена другая порода парнокопытных. Вторая особь была в разы меньше и мы предположили, что это мама с детёнышем. В отличие от бледнолицых сородичей, самка свои позиции сдавала с неохотой, отступая по малу и не выпуская нас из поля зрения. Саша убеждён, что она ещё и камнями может прицельно кидаться, однако мы как раз карабкались по треку вдоль кулуара, отмеченного на старых картах, как Мусоропровод. Говорящее название, не правда ли? Момент броска никто не видел, и я убеждён, что это просто совпадение и то "колесо" запустила сама гора.
Дабы не искушать судьбу, мы приняли решение выходить на хребет. Тропа отсутствовала полностью, а крутизна вынудила меня убрать палки и карабкаться вверх, помогая руками. Чтобы не порезать руки об острые выходы скал, я надел перчатки. Навряд ли природа таким способом защищается от непрошенных гостей, но их остроконечной форме противостоят плоские и гладкие слои, на которые расщепляются эти пластины с невероятной легкостью. Я даже слышал, что подобный материал использовали эстонцы, жившие в Красной Поляне после черкесов для кровли в качестве черепицы.
Природа, конечно, искушенный зодчий. Один из зубов ощетинившегося гребня торчит в форме перевернутого треугольника. Правда, вблизи, да ещё и с другого ракурса, оказалось, что вершина - основание не такая уж и тонкая. А когда мы поднимались, был страх, что она обломится и увлечет нас за собой.
Вид снизу |
Другой ракурс |
Короче, я карабкался, как шимпанзе, перебирая руками и ногами, и такой способ восхождения оказался более продуктивным, а накапливаемая фора позволяла лишний раз отдыхать.
Остановившись в очередной раз, перевести дух, я заметил человека, спускающегося навстречу левее нашего курса. На этот раз это была группа из трех человек, правда, наши курсы разминулись и я видел только одного. Я ему вслух посочувствовал о предстоящем спуске. Честно говоря, даже не представляю как там спускаться под рюкзаками. Собственно, и подъём на этот перевал в качестве туриста вызывает вопросы. Нет, не зачем, как? Чтобы вы имели хоть небольшое представление, на 1200 м там 700 метров набора высоты, т.е круче Ахуна в 4 раза.
Вот за что я люблю подобный мазохизм, так это вознаграждающие виды кругозоров. Посмотришь в одну сторону: с ума сойти! В другую: афигеть! Ну, сзади понятно, там Цахвоа, а внизу под нами нарисовалась грязная лужица - безымянное горное озеро. Кстати, странно! На картах оно уже есть, а названия до сих пор нет.
Подчищая запасы продовольствия, мы тщательно разглядывали новое для нас место. Слева, на крутых стенах Северной Псеашхи висит ледник Мраморный, захвативший и склон её отрога. Справа - покатое плечо Азурита подходит к невзрачной вершине горы Мраморная. А под нами очередной крутой спуск по сыпухе, а-ля голова-ноги.
Идиллию созерцания мраморной долины нарушил Саша своим заявлением, что хочет, а стало быть и нам надо, зайти на Азурит. Вот честно, даже её 3013 н.у.м. не смогли вдохновить на этот шаг. Благо, что Игорь поддержал мои сомнения по поводу целесообразности этого восхождения именно в этот день. Да и хребет с этой стороны настолько рельефный, будто природа плюхнула туда мастерок раствора, а размазать забыла. Штукатуры поймут.
Саша сопротивлялся до последнего, предложив в качестве альтернативы, восхождение на Мраморную, но и тут не получил поддержки от нас. На тот момент было уже 2 часа дня и блукать по темноте желания не было, поэтому, обозвав Александра фантазером, мы начали спуск с перевала.
Как я уже писал выше, в горах постоянная движуха и особо полагаться на треки, скачанные с интернета, не стоит, ибо безопасный маршрут может оказаться на противоположной стороне. Худо-бедно мы спустились к озеру, которое вблизи оказалось вполне милым и симпатичным, не смотря на свою непрозрачность. Здесь сползающая часть ледника (метров 6 в разрезе), под воздействием всевозможных факторов, обламывается и, подтаивая, падает в воду, запуская по водной глади мини айсберги. Осмелюсь предположить, что это происходит из-за формы чашеобразной долины, которая сильно сужается в этом цирке, и лёд, упираясь в берега, под собственной тяжестью разрушается. Вот это я понимаю - крепкие "стены". Эх.
Мы же, как индейцы, впервые увидевшие испанцев на берегах Америки, носились туда-сюда по этому недоайсбергу и полуайсбергу, трещине которого осталось несколько метров до спуска на воду и фотались. Снимки, конечно, классные. Хорошо все же, что льдина не откололась и температура мутного озера осталась загадкой.
Перевал, с которого мы только что спустились, со стороны озера выглядел тоже весьма сурово. Справа, как я уже писал, на стенах висят льды, заполняя собой промежутки бараньих лбов, потом этот отрог с отвесными стенами уходит в долину реки Холодной, разделяя собой два ледника: Мраморный и Холодный. Разглядывая этот хребет, я ужаснулся, вспомнив, как в начале сезона мы с Игорем, перепутав долины, собирались его перевалить. Благо нас тогда спугнул дождь.
С противоположной стороны, опять же, как я писал выше, спуск с Азурита более менее пологий. Его плечо по дуге описывает это ущелье, и через Мраморную спускается к Уруштену. Но это теоретически. А практически нам нужно было валить в сторону дома. Кстати, трек предлагал пройти вдоль озера справа, но то ли озеро выросло, то ли берега подсыпали, и нам пришлось забирать вверх и обойти живописную лужицу.
По центру наверху г.Мраморная |
Мраморная все также оставалась справа и мы гадали: отчего же её бурые склоны и вдруг мраморные? Однако, ответ лежал под ногами. Все чаще стали попадаться камни похожей текстуры. Я даже один домой припер, не смотря на его размер. Чтобы запихнуть в карман этот "самородок", пришлось сделать небольшую перестановку и съесть непомещающийся батончик.
Очередной интуитивный спуск и мы оказались уже в долине одноимённой реки. Что интересно, сыпуха, валуны, курум и все в этом духе, попадая во власть воды преображаются и ничем не отличаются от привычной нам серой гальки. Вот как так? Вот стоило войти в пересохшее русло, как сразу погасли все краски! Что за диво?
Внизу долина реки Мраморная |
Но самой большой загадкой было: куда делась тропа и есть ли она вообще. Саше показалось медленным идти по камням высохшей артерии и мы свернули на левый берег, где после непродолжительного траволазания, так и не найдя ничего похожего на хоженую дорожку, вернулись обратно в каменное русло.
Находясь под всплеском эмоций и выбросов эндорфинов, я беспечно относился к происходящему, пребывая в полной уверенности, что так мы без труда выйдем к Уруштену. Даже тогда, когда на пути все чаще стали попадаться "ступеньки", я не заподозрил неладное и уже намеревался слезть в пересохшую купель водопада, высота которого метра четыре. Естественно, в тот момент он "не работал". Однако, Игорь меня вовремя остановил и мы немного вернулись к вылезшему на травяной склон Саше.
Александр посулил нам хорошую тропу и мы вняли его речам, ибо уже очень хотелось домой. Однако, что-то у нашего Моисея не срасталось и забег стал стремительно набирать жопы, преумножив их ровно в два раза. Это был какой-то кошмар! Неудобный траверс, выворачивающий стопы и, как мне показалось, и колени тоже, весь поросший травой, выжженной солнцем и готовой размножаться при любом прикосновении.
Ледник Холодный |
Семена помимо привычных схронов в носках и кроссах, умудрялись залетать даже в рот. Их формы как всегда поражали своим видом. Вот наверняка древние люди, глядя на них, придумали алебарду, томагавк и другое холодное оружие. Они вонзались в тело, цеплялись за одежду и очень неохотно возвращались в свою среду обитания.
Так или иначе, это был единственный безопасный маршрут. Совсем скоро мы увидели долину Холодной практически под нами и это могло означать только одно - там круто! Круто, но не в смысле, что классно. И кто знает чем бы закончилось наше путешествие по руслу. Скорее всего тем же. Уперлись бы в высокий сброс и выгребали бы как-нибудь на склоны.
Больше всего угнетало, что там внизу мы видели протоптанную дорожку, по которой с Игорем уже бегали, но чтобы прорваться к ней, нам пришлось изрядно постараться. В какой-то момент мы все же вышли на тропу и прям побежали такие радостные, однако счастье было не долгим. Стоило ей упереться в пересохший ручей, как она тут же потерялась на другом берегу. У меня начали сдавать нервы. Мы практически спустились и смысла её искать не видели, решив продираться напрямки к реке. Даже плотный березовый лес не мог сравниться с травяным хоррором и, немного пропетляв между веток, мы наконец-то вышли к воде.
Русло было не широким и наверняка не глубоким, но канитель с разуванием предполагала лишние затраты энергии, да и сама эта мысль даже не пришла в голову. Опять же, я сужу только по себе. На тот момент я что-то так устал, что в голове была лишь одно - хочу домой. А домой - это значит на тот берег, на нормальную тропу, по которой до машины без малого ещё километров 17.
В обратном направлении через течение можно было смело перепрыгнуть, там берег выше, но отсюда... Походив пару секунд туда-сюда, я понял, что скорей всего не вывезу такой прыжок и, оглядевшись, увидел валяющуюся березку. Маленькое дерево это было или большая ветка, даже не обратил внимания. Просто схватил её и поволок. Игорь попытался помочь, но прыгающий по камням второй конец будущей переправы не давался в руки и он понял, что я справлюсь сам. Бросок и мост построен. Кхе. Так что, была ли Холодная холодной никто так и не узнал, и мы, форсировав этот "Днепр", решили сделать привал, выбрав в качестве скамеечек изогнутые стволы молодых берез.
Ну а дальше из происшествий, достойных вашего внимания, остаётся описать всего одну встречу. После перекуса комбэк до машины - вопрос лишь времени. Мы как раз выбежали на основной тракт: Карниз - лагерь Холодный и стопорнулись, потому что ребятам приспичило набрать водицы, как вдруг кто из них, глядя на тропу, воскликнул: "Опа"!
По тропе, скрипя кареткой, спускался велосипедист! Велосипедист, Карл! В горах! Интересно, ведётся ли статистика вероятности встречи: а) с медведем; б) с эмтэбэшником. Мы удивились ещё больше, когда, расспросив его, узнали, что он приехал с Розы. Скорей всего он что-то перепутал. День клонился к вечеру, а он даже и не планировал ночевать в лагере, озадачив и этой информацией. По темноте, да ещё на веле? Крэзи Мэн!
У нас ни железных, ни колбасных коней не было и мы, договорившись, что в горки не бежим, быстрым шагом взялись за штурм перевала Псеашхо. Кстати, у каждого перевала есть своя категория сложности, допустим, Мраморный тянет на 1б, а Строителей на 1а. Перевал Псеашхо больше похож на долину и, как говорится, некатегорийный. Иначе перед "1а" можно было смело ставить минус. У перевала богатая история, поэтому рекомендую поискать информацию о нем в интернете.
На карниз мы к закату не успели, поэтому, щёлкнув парочку снимков, не претендующих на шедевральность, а чисто так, чтобы было, поспешили к машине, где нас ждало три термос чая и пирожки с сыром. Вот такая история длинной в 42 километра. К заветному марафонскому числу записались 3000+ метров набора за 11 часов активности.
Возможно, это была последняя вылазка в этом сезоне, но я с вами надолго не прощаюсь, надеясь, что в поисках приключений занесёт меня нелёгкая ещё не однажды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий