четверг, 20 августа 2020 г.

Суровый скайраннинг


Слева направо: Саша Мороз, Игорь из Красноярска, я, Наш Игорь, Саша Дулов


     Размышляя над названием очередного отчета, я призадумался и о его формате. Не хотелось бы отвлекать читателя пустой болтовней, но и упускать некоторые "перлы" с моей стороны непростительно. Поэтому, друзья - товарищи, наберитесь терпения и присаживайтесь поудобнее, ведь побежим мы аж на Пик Игольчатый Западный через два перевала - Строителей и Нефтяников по переметному леднику Псеашха. (Во загнул, да?)



     Итак, экономии ради, времени и сил, старт с максимальным составом, согласно вместительности автомобиля, запланировали от биатлонного стадиона "Лаура". Однако, мы уже въехали в Поляну, а нас по-прежнему было четверо. Встреча с пятым неизвестным состоялась у "Династии", куда наш квартет (я, Игорь, Саша Дулов и Саша Мороз) заехал за пропусками в Заповедник. Огибая припаркованные автомобили, мы подошли к ведущей на цокольный этаж лестнице - парадному входу в отель. Откуда-то слева  "выросла" коренастая фигура в гетрах и шортах со сложенными палками в руках, и я сразу понял: "Это он!"

    - Андрей! - Представился я.

     - Игорь! - Донеслось в ответ, а дальше:

     - Саша!

     - Игорь!

     - Игорь!

     - Игорь!

    - Ха! Проще будет запомнить! - Обрадовался Саша М. после короткой процедуры знакомства с представителем из Красноярска. - Два Саши и два Игоря!

     - Спортсмены же тупые. - Спускаясь по ступенькам и входя в холл, пошутил я. - Наверняка больше трех имен не усвоят. Специально так подгадали.

     - За себя говори! - С ноткой обиды ответил Александр.

     Спустя где-то час, когда я еле поспевал за ним к Медвежьим воротам, выяснилось, что он работает бухгалтером, а стало быть тупым быть не может по умолчанию и моя версия задела его за живое. Полагаю, что просто из-за недостатка общения, ибо к моему чувству юмора еще и привыкнуть  надо. Когда в голове одни цифры и горы... Хи-хи. Тем не менее, факт: как умещается в одном человеке альпинист разрядник и КМСник по скайраннингу со счетоводом, для меня остается загадкой. А, зная, что Саша с дивана запросто бегает марафоны, так и вообще делает его в моих глазах - сверхчеловеком!


Красота, не правда ли?
Красота! Не правда ли?

     Вернемся же на тропу. Саша М. "топил на все деньги", а я зачем-то пытался от него не отстать. Какое-то время мне удавалось поддерживать не просто темп, но и беседу, однако тяга к прекрасному вынудила меня сделать фотопаузу. а потом еще одну, и еще, и потом еще две. Ну, а когда "новая" тропа слева оказалась тупо серпантином, обходящим ступени для лошадей, догнать бухгалтера было просто нереально и я, сбавив темп, добежал до карниза в гордом одиночестве.

Калитка


     Спустившись в лагерь, я не спешил искать беглеца и продолжал разглядывать Иван-Чай и облака над Красной Поляной через экран смартфона. Александр сам нашел меня и, окликнув, позвал на свободный от палаток деревянный помост.

     Вокруг бурлила туристская жизнь. Народ, с интересом поглядывая на нас, сновал мимо с котелками и бутылочками, и я, вспомнив, что неплохо было бы перекусить, достал из рюкзака яблоко.

     - 35 минут! - Похвастался КМСник.

     - Ты засекал? - Уточнил я и, получив утвердительный ответ, промолчал, ибо мой рекорд, если не ошибаюсь, около 39 минут. (Участок от Пихтового приюта до Бзерпинского карниза).

     - О, наши спускаются! - Доставая гематоген из рюкзака, объявил Зоркий Глаз.

     "Наши" прискакали, не успел я съесть и половины фрукта. Сибиряк и Саша Д. затерялись в толпе на краю карниза, а Игорь присоединился к перекусу и, уничтожив по-быстрому банан, обвинил меня в том, что я много ем! Вы представляете? Я даже на пару секунд обиделся, но потом, проанализировав вечер накануне, молча согласился с ним. (так-то, из вредности бубнил всю дорогу). А, ведь, во всем виновата моя любознательность! Когда Маришка напекла целый противень плюшек, я начал проверять насколько изменяется их вкус по мере остывания. Тест оказался провальным, но все же удалось выяснить, что вкусные только первые пять, потому что остальные на завтра.

Дословно: "Андрей много ест"



      Продолжая негодовать, я тщательно обгрыз скелет яблока как раз в тот момент, когда мимо проходил волонтер от Заповедника, проверяющий билеты.
    - Ваши? - Указывая на группу за дальним столиком, уточнил он.
     Я покачал головой, мол: "не все", но подобное отрицание ничем не отличается от простого "нет", поэтому недоегерь пошел к ребятам и несколько минут разбирался с ними, поглядывая в  нашу сторону.
     Для тех, кто не знает, пропуск в Заповедник, оформленный в Династии, представляет собой тупо фискальный чек, а у нового знакомого из Красноярска бумажонка, залитая пОтом, оказалась  напрочь не читабельна! Даже не знаю, что они ему там "начесали", но, вернувшись, он даже не стал смотреть наш пропуск, которым я все это время размахивал в воздухе.


     Обсудив стратегию скрытного смещения с официального маршрута, мы побежали к Пслуху, с весельем вспоминая, как в июне для маскировки "залипали" у информационного щита минут десять. Идеальную тактику с криком "Лошадей не видно" нарушил альпинист - разрядник, с ходу ломанувшийся на запрещенку. (Егеря обычно верхом патрулируют). Немного растянувшийся квартет, один за одним последовал за ним, и, как только замыкающие нарушили табу, на тропе заголосили люди.
     Я обернулся, но вместо страшных и беспринципных работников Заповедника по тропе бежали спортсмены наподобие нас, в шортах, гетрах и с рюкзаками. "Ну точно, на "Сахарную"" - предположил я, однако кто-то сказал, что это биатлонисты. Хорошо, что не скайраннеры, ведь конкуренты  на подобных вылазках сомнительное удовольствие.
     Трава была все такой же высокой, хотя "ассортимент", спустя полтора месяца, немного изменился. Не хочется превращаться в ботана и выгугливать их названия, ибо меня вполне устраивают те имена, которыми окрещиваю их я, согласно вызванных ассоциаций. Так, слева и справа от нас, скрывая камни и корни рододендрона колосились "укупники", "энгельманы" и "укропы". А по пути на карниз нас споровождали гигантские колокольчики.
     Маршрут был знаком, поэтому на втором притоке, пока бухгалтер, изучая карты, замешкал, я,  непроизвольно возглавив "лидерство", пытался держать марку и шел на всех парусах. За спиной, наступая на пятки, не прекращая болтовню, поднимались Игорь и Саша. С интервалом метров в пять от них шли и Саша с Игорем. Хи-хи. Перед изломом, лежащего поперек долины ригеля, тропа продходит максимально близко к ручью - последнему питьевому пункту на пути к вершине и мы взяли тайм-аут.

фото Александра Дулова. Вид на долину с ригеля

     - Андрей, что-то ты совсем бледный! Ты как себя чувствуешь? - Запереживал Игорь.
     - Да, действительно. - Подтвердил бухгалтер, вглядываясь в мое лицо.
     Мне меня видно не было, но что-то однозначно было не так. Я отшутился, что это отливают белые одеяния, которые добавлялись на мне по мере набора высоты. Погода заметно портилась. Сопровождающие всю дорогу облака начали наливаться серым цветом, иногда пряча солнце, и заходили справа от нас, скрывая заодно и вершину Сахарной. Пару раз даже что-то капнуло.
      Натянув белые рукава и такого же цвета ветровку, "бледная поганка" грызла орешки, возвращая себе на лицо румянец. Опять же, все это со слов моих спутников, но я на всякий случай пропустил всех вперед, чтобы ползти дальше в комфортном темпе сзади.
     Не успели мы сделать и двадцати шагов, как на сцене появилось новое действующее лицо! Если быть точнее, то не лицо,  а морда, и не одна, а две. Косули без капельки страха в своих интересных глазах (вы видели их глаза?), не шевелясь, наблюдали за нашим приближением, позволяя себя фотографировать и снимать на видео. Однако, когда дистанция сократилась метров до 10, нехотя уступили дорогу.

фото Александра Дулова. Новое действующее "лицо"

     С места бывшего Сахарного ледника, где сейчас образовалось небольшое озерцо,  были видны еще голов 20, ботинки и палатка, хозяева которой даже не вышли при нашем приближении. Может и к лучшему. Наверняка ее обитатели имеют отношение к заказнику и притаранили эту соль, которую с жадностью слизывали козлики с камней, бодаясь друг с дружкой. У меня было впечатление, что я попал на передачу "В мире животных", причем не на съёмку, а как участник. Правда, роль Дроздова сыграл Игорь, снимая и комментируя процесс солевой трапезы.

Игорь в роли Дроздова

     Перевал Строителей уже не вызывал столько восторга, как в прошлые разы, однако, именно в этот день мы решили изучить и погулять по нему больше обычного. Наконец-то в моем фотоархиве появились страшные, как зубы мифического дракона, выходы скал, одновременно острые и хрупкие, ощетинившиеся по всему хребту перевала.

"Пасть Дракона"

мы с Игорем на обзорной скале

     Ледник Псеашха на фоне серого неба тоже выглядел неприветливо. Его июньскую красоту и манящую белизну "портили" следы осыпей, а лед был весь какой-то корявый, в трещинах и изрыт многочисленными ручьями. Спустившись на него, КМСник, без кошек и палок, поскакал вперед по кратчайшей траектории на "сушу". У красноярца тоже не было кошек и он осторожно шел по следам другого Саши. А я, блин, капуша, пока натянул штанцы и кошки, отстал и ,замыкая колонну, залипал по пути, офигивая от природных явлений.

Табор уходит в небо. На горизонте  Игольчатый Малый

     Под ногами хрустел наст, прямо как зимой, но местами, видимо, куда пробивается солнце, попадалась и снежная каша и это оказалось неприятным сюрпризом. Ноги мгновенно промокли и холод, идущий снизу, сразу дал о себе знать.
     Бегущая сверху вода, "повыгрызала" во льду русла нелогичной траектории. Трещины же, в основном, были мелкие и опасности не представляли. Зато нам попались следы мишки. Что ему тут понадобилось и почему они любят шастать по льду большой вопрос. (В июле на леднике Чилипси тоже видели медведя).



     Хоть ледник и был не в лучшем виде, мы с интересом его разглядывали и фотали. Больше всего нам понравилась текстура льда внутри трещин.
     - Забавно, - Начал Саша - Все, кто когда-нибудь проваливался в трещины (и выжил разумеется), в первую очередь говорят, что там невероятно красиво. Помню, (он помнит, а я, увы, нет, где-то девочка провалилась)... ну, ее, конечно, зарубили...
     "Что? Зарубили? Девушку? За что? За то, что провалилась?! Ахахах! Ох, уж этот альпинистский сленг". В общем, как Вы поняли, ее спасли.

Ледяное и прекрасное далёко

     Другой Саша, добравшись до скал, и не собирался примыкать к нам, а полез прямо  по хребту на Малый Игольчатый. Его ярко-салатовую ветровку, превратившуюся в маленькую точку, мы видели практически все время, копошась по отношению к нему где-то там внизу.

Седло справа - перевал Нефтяников, напротив обратная сторона Псеашхи Сахарной (там вроде  есть Пик Зеленый Клин), а слева Пик Кожевникова

     Тем не менее, моя маленькая мечта сбылась! Я впервые стоял на перевале Нефтяников! Новые виды и новые ракурсы, казалось бы, знакомых пиков и гор! Эх! Было бы время, можно было спуститься еще ниже до отмеченного на карте озера, заглянуть в долину реки Мутная, а там, глядишь, и на Игольчатый Южный какую лазейку отыскали бы. Мда... Кстати, не исключено, что именно туда и пошел косолапый. Не на Южный, к озеру.

На тот момент даже ледник Цахвоа был скрыт облаками

     В небольшом просвете между хребтами виднелся и ледник Цахвоа. Сама вершина была затянута облаками и я рассчитывал рассмотреть их обоих, поднявшись повыше.
     Штурм Игольчатого Западного начался практически сразу при сходе с ледника. Правда, чтобы выйти на нужный маршрут, нам понадобилось немного спуститься и "погулять" по гладким красно-коричневым скалам с множеством небольших полочек и мини озер в них.
     Дождь всё-таки начался и карабкаться по сыпухе стало совсем не прикольно. Крутизна склона огорчала еще больше и я даже случайно запустил "колесо". Поднимающийся следом Игорь, рукой остановил камень, предотвратив неприятные последствия. Долго ли коротко и вот сверху донеслись подбадривающие вопли Александра. Этот "офисный планктон" уже мерз на вершине, пока мы, один за другим, зашли на гору. 

Вершина п.Игольчатый Западный (3155 н.у.м.)

    И можно сказать, что вовремя. Снизу поднялся такой туман, что там не то, чтобы Цахвоа, соседних вершин видно не было!  Дождь продолжал моросить,, но холод пробраться еще не успел. Я уселся прямо на камни и что? Правильно! Начал есть! Я же много ем! Однако, такие метеоусловия не располагали к полноценному перекусу и я ограничился конфетой "Стэп".
     Пацаны где-то в камнях откопали консервную банку с запиской предшественников, которая пролежала там без малого 5 лет, аж  с конца августа 2015-го года. Текст был местами размыт, но нам все же удалось восстановить запись:


...из г.Сочи зашла на в.Игольчатый Западный 3154,8м по ЮЗ склону 31.08.2015 в 15:30 
Сняли записку группы (...) М.Пиманова от 21.09.2012г. 
Погода средняя, облачность переменная. Спуск по пути подъёма. Состав группы:
А.Дергачёв
Г.Котенко
М.Шифрин

Удачи!
     В свою очередь мы оставили послание и конфетку "Mars" последователям. Гелевая ручка под дождем сразу начала косячить и по-хорошему ее надо бы переписать, к тому же, мысль о спрятанной конфете не даёт мне покоя. Зыыы...

фото Александра Мороза: мои последние метры к вершине

     Непогода как могла гнала нас с вершины, а мы и не собирались задерживаться. Саша М. расстроился, что не добрался до Игольчатого Главного и смирился с тем, что в его послужном списке обозначился траверс с Малого до Западного. По его "независимой" оценке категория такого маршрута 2а. Увы, моих навыков недостаточно, чтобы передать сложность  словами, но если мерить в жопах, это было не просто. Сам хребет относительно широкий, но обход "жандармов" вполне экстримальный. По словам альпиниста ему приходилось просачиваться по узким полочкам, придерживаясь руками за выступы.
     - Кто-нибудь включил TrackBack? - С тревогой спросил другой Саша, когда мы начали спуск.
     - Мой вас не устроит! - Хихикнул его тёзка.
     Из пятерых, один на вершину шел другим путём, тот, кто спрашивал, соответственно, не задался бы этим вопросом, будь он включен у него и нас оставалось только трое (из восемнадцати ребят), на которых легла ответственность благополучного спуска. Наш Игорь опять что-то намудрил и его часы перезагрузились, сбросив тренировку, а мне было неохота копаться в настройках, ведь и так понятно, что нам вниз.
     - Я включил! - Отозвался гость из Красноярска.
     - Мы на треке? - Уточнил я, так как был к Игорю ближе всех, и, получив утвердительный ответ, передал по цепочке "благую весть".
     Скорость спуска сибирского проводника была ниже желаемой и в итоге я все равно от них убежал, потому что растягивать удовольствие при такой погоде желания не было. Кстати, дождь-то закончился!  Он перестал лить лишь потому, что начался град! Маленькие беленькие "шарики для гольфа" скакали по камням, спускаясь с нами наперегонки. Плотность "гольфопада" была настолько насыщенной, что уже через 5 минут небольшие полочки были накрыты белым покрывалом, а по кулуарам побежали ручьи.

фото Александра Мороза: спуск.

     Когда я оглянулся посмотреть не оглянулись ли они в первый раз, ребята были выше метрах в 50. Однако, спустившись, я обернулся второй раз, но за спиной никого не было. Я напрягся. В голове пронеслись мысли "что, если". Спрятавшись от дождограда и ветра за скалу перед выходом на ледник, я раздумывал о дальнейших действиях, но правильным было бы напяливать кошки, ибо, выскочившие из-за противоположной скалы, причем не гуськом, а шеренгой, как всадники апокалипсиса, ребята пронеслись мимо меня.
     "А кошки? Блин"! Трясущимися и непослушными руками я кое-как натянул их на кроссы и, подняв глаза, увидел, что до крайнего товарища уже метров двести. "Вот, значит, как, да? Бросили! А я их, понимаешь ли, ждал, даже несколько секунд переживал. Ну, что ж, спринт по леднику? Пф... Легко!"
     На верхней части ледника ко всем имеющимся бедствиям добавился еще и ветер, который, подхватывая градинки,  беспощадно расстреливал ими частым и непрекрающимся "огнем" по незащищенному лицу и, торчащим из краг, пальцам. В общем, такой мощный "допинг" вынудил меня пробежать белое поле быстрее остальных "бескошечных", но потом возня с "зимней резиной" опять вынудила подотстать и на перевал Строителей я вылез третьим вслед за Игорем.
     Надежда, что там теплее тот час рухнула. Града не было, но ветер и моросящий дождь окончательно меня заморозили. Я вдруг прочувствовал, что мокрый просто абсолютно и меня начало так колбасить, что бежать приходилось, стиснув зубы! Не даром же есть выражение "зуб на зуб не попадает"? Какой там зуб? Нижняя челюсть ходила ходуном. Надо было бежать! Бежать! Бежать! Бежать, как можно быстрее, чтобы согреться! Бежать туда, где теплее! Бежать туда, где светит солнце!
     Ноги, будто чужие, еле слушались и каждый шаг при приземлении был жестче обычного! Я понимал, что убиваю суставы, но гонимый холодом торопился и ошибался снова, и снова. Пятерка спускалась беспорядочно, кому, как удобно, соблюдая режим радиомолчания. Игорь из Красноярска и Саша Д. вообще были в шортах! У нас с Игорем были с собой штаны, а КМСник, как он сказал "на опыте" и в горы ходит исключительно в штанах и кофтах с длинным рукавом. Дрожа, почему-то вспомнились якутские женщины и их обычай отогревать замерзших охотников своими телами и я мысленно спроицировал ситуацию на карниз, и даже представил как я лезу в чью-то палатку с подобной просьбой.... Ахахах!
     На середине спуска по ригелю я решил использовать последний шанс для согрева и остановился, чтобы достать из рюкзака геромомешок с безрукавкой. Ноги уже не тряслись, но колени пронзила неприятная боль, причем в обоих сразу.
     - Ты чего это? - Обеспокоенно спросил бухгалтер.
     - Замерз! - Без всякой иронии ответил я и снял ветровку.
     - Андрей! Ты раздеваешься! - С глазами, полными ужаса, сказал он.
     - Ну да. Хочу безрукавку надеть.
     Саша признался, что не на шутку перепугался, думая, что я уже того: схватил "горняшку" или обморозился. Раз уж я скинул рюкзак, то почему бы не перекусить? "Андрей же много ест!" Я наконец-то открыл контейнер с рулетиками.
     - О! Веганские? - Обрадовался Александр и вытянул из коробочки угощеньице.
     В этот момент подбежали остальные бледнолицые ребята и, как на автопилоте, не проронив ни звука, тоже "нырнули" в контейнер. Только сибиряк из скромности остался в стороне... Ух,  жизнь потихоньку налаживалась...

После дождя

     Дождь закончился, но солнце все никак не могло пробиться сквозь облака. Иногда вокруг все светлело, однако лучи тепла до нас так и не дотягивались. Я уже почти согрелся, но раздеваться не спешил. Мокрые "укропы" охотно делились влагой при прикосновении и до возвращения на официальный маршрут штаны и куртка оставались мокрыми.

Мокрые "укропы"

     На карнизе все также кипела жизнь и вовсю светило солнце. Туристы, видимо, тоже хватанули дождя, потому что большинство еще рассекало в кофтах или куртках. Свободных столиков и помостов не было и мы напросились за стол к молодой паре. За разговором выяснились, что молодежь направлялась в Холодный, а мы в свою очередь похвастались где побывали. Вечно голодный я, продолжал лопать свои завертоны из лаваша и сыра с кусочками авокадо. Нести еду домой было как-то неправильно, но и съесть всё за раз невыполнимая задача даже для меня. Оставался всего один рулетик и тогда я включил в себе мастера челночной дипломатии (надеюсь, что все этот анекдот знают?).
     - Девушка! Хотите попробовать, что едят скайраннеры?
     - Конечно! А что это?
     "Есть! Попалась!" Расписав подробно все преимущества подобного закусона, я угостил туристку и последовал за коллегами в сторону Медвежьих ворот. На пол пути к ним мое тело наконец-то согрелось окончательно и к снятым на карнизе мокрым штанам и перчаткам в рюкзак залетели и безрукавка с ветровкой.
     По пути к Пихтовому мы опять растянулись. Неугомонный разрядник втопил на очередном участке, а я по обыкновению, потеряв в процессе к подобному развлечению интерес, отстал. Наш Игорь не спеша следовал за нами, а остальные торопились еще меньше.
     Добравшись до приюта, Александра посетила идея: спуститься до стадиона на канатке. Пока они с Игорем "торговались" пустят/не пустят, я не стал ждать и побежал по дороге, заверив, что по-любому встретимся  у машины. Даже не знаю, что у них там не срослось, но в итоге они прибежали следом.
     На финише нас ждали Маришкины пироги, нареченные ею, как "Псеашхинские" и два термоса с травяным чаем. Мммм... Омномном.


      Кстати, бухгалтер не поднял стекло в машине со своей стороны и "подмочил" себе репутацию. Однако, на фоне пережитых приключений это было не более, чем досадное недоразумение. А, если учесть, что и автомобиль не мой, то и вовсе выходит вполне справедливой кармой за упрек товарища в хорошем аппетите.
     Спасибо, если дочитали. Свои рецензии можете оставить в комментариях под постом. Надеюсь, что потраченное на чтение время этого стоило.
     А сейчас краткое содержание для очень занятых, супер занятых и самозанятых:
     13 августа, группой, в составе 5-х человек, сбегали на #Игольчатый_Западный (3155 н.у.м.). На вершине накрыл град и мы убежали. Убежали, но все равно сильно замерзли. Всё!




5 комментариев:

  1. Очень хотелось услышать, что была-таки на карнизе та согревающая палатка из грез))
    В 2018-м она мне тоже там грезилась! 😊

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если бы она была, тогда бы в дождь на вершины совершали паломничества!)))

      Удалить
  2. Ну вот не знаю, примерно три поста назад, я воспринимал все твои истории, как огромную мотивацию сменить стадион на горный трек, шиповки на палки,блин, но каждый раз читая про ваш путь обратно, думаю, что может ну его....фотки выложили хорошие,написано здорово, пойдука лучше на свою орбиту. 😊

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Главное правило трейл/скайраннинга: чем хуже - тем лучше! Чем экстримальней забег, тем ярче эмоции и больше воспоминаний! Погоду в горах угадать тяжело, но приключения того стоят. Хотя, это все индивидуально.)))

      Удалить
  3. Экстремальный бег, Господи мир перевернулся, рука лицо, бег был самым естественным видом спорта,нужно только желание, а теперь это эсктрим -на стадионах собаки в горах медведи, 40 км уже за пробежку мало, в рюкзачке не шиповки а ледоруб:)))))

    ОтветитьУдалить