воскресенье, 5 июля 2020 г.

неГолубое озеро

Озеро Кардывач.


     Почему у меня в руках ледовый инструмент? Да, да. Этот брутальный перламутрово-голубой "серп" называется именно так. Не путать с ледорубом! Между ними существует разница, но у нас не теоретическое занятие по альпинизму, а все же отчет про беспечный трейлраннинг и о том, как можно оказаться совершенно не там, куда собираешься.

     В наших наполеоновских планах в тот день было свидание с озером "Голубым" - труднодоступным для посещения местом. Первая попытка добраться до него со стороны Роза Пик (сверху) закончилась неудачей. Облачность и начавшийся ливень вынудили отступить и на этот раз мы с Серегой решили подкрасться к нему с Энегельмановой Поляны (снизу).
     Ехать решили на моей машине и, когда в мой багажник вместе с многочисленными его рюкзаками и пустыми "пятилитрухами" полетела веревка и ледоруб (тогда я еще не знал, что он называется по-другому), я напрягся. А после Серегиного звонка в МЧС, так и вовсе офигел. Было слышно, как на той стороне "провода" девушка диспетчер, регистрируя выход нашей, состоящей из двух человек, группы, с удивлением расспрашивала подробности. Это она еще ледоруб не видела! Так бы еще и присвистнула.
     Для удобства, впрочем, это просто необходимо делать каждый раз в подобных авантюрах, я нарисовал трек маршрута: Моя Россия - Энгельманова Поляна - озеро "Голубое" - Турьи ворота - Роза Пик. Потом, спустившись на "канатке" до Роза Плато, каким-то чудом доковылять до машины. Лично я рассчитывал использовать тропу SWT, по которой мы бегали минувшей осенью.
     Серега еще надеялся зайти на безымянную вершину-"трехтысячник" (2905), хотя, и без нее до "Розы" выходило около 46 км и 4700 м набора высоты. Цифры просто шокирующие! Однако, загадывать не стали и, распределив между собой куски веревки, стартанули в 8:16.
     За следующем же поворотом, там, где заканчивается асфальт, мы, уперевшись в закрытый шлагбаум, столкнулись с первым препоном - тамошним охранником. Последний устроил целое представление, запугивая нас сошедшим селем, своими полномочиями и т.д. Наличие пропуска (пришлось предъявить) и отссылка на звонок в МЧС, убедили его пропустить нас в обмен на обещание "не палить контору".  Тут же нас обогнал "УАЗик". Наверное тоже по легенде обошел его пост низом. Ха-ха. Беспрепятственно добравшись до кордона, мы поняли, что он просто хотел заработать "на чай". Блин! Понаставят шлагбаумов, заборов и таких идиотов, и начинается цирк Шапито. Дорога от федеральной трассы принадлежит Россетям -  шлагбаум; пограничный кордон - два шлагбаума (на вход и на выход), затем начинается территория НацПарка и только потом Заповедника - море шлагбаумов, где чей, непонятно!


     От нижнего нарзана два туриста с веревками и ледорубом (на озеро же), в обход очередного шлагбаума вышли на шестикилометровый подъем. (Нарочно написал от третьего лица, просто тема с веревками веселит). Сразу же оговорили, что темп задирать не будем. Серега давно не бегал на большие расстояния, а с моей последней ультра не прошло и недели. По его расчетам, для успешного преодоления графика, мы должны были проходить/пробегать по 5 км в час и путь до Энгельмановой Поляны (19 км) занял у нас ровно 3 часа (даже с опережением).
     На кордоне уже Заповедника были люди, стояла "Нива", но до нас никому не было дела и мы, набрав водицы в оборудованном возле домика кране, побежали к нарзану. (Наконец-то калитка возле "Молочного" ручья не заперта и не надо перелазить через забор). Дальше началось самое интересное.
     Наскоро перекусив, я спустился к Мзымте. Часы "обрадовали", отпикав нужное направление, а картинка перед глазами - нет! По руслу горной реки шириной метров в 30, перекатываясь на торчащих в нем огромных валунах, стремительно неслись толщи воды. Безусловно, зрелище завораживающее! Кристально чистая вода у берега была прозрачна, как стекло, а, буквально уже в метре от него, отливала изумрудным цветом, плавно перетекая к середине течения в малахитовый. Все ничего, если бы не отсутствие брода, бревна, моста и так далее.
     Серега, как бывший военный, имеющий некоторый опыт (по сравнению со мной, так ваааще просто крутой), особой проблемы не увидел и, обвязав мою шею веревкой, толкнул меня в воду. Ха-ха. Шучу. Таким незамысловатом способом избавиться от Рублева слишком просто, поэтому, после небольших манипуляций с веревкой, он скомандовал: "Суй ноги". Я повиновался, но страховочный узел оказался не с той стороны и манипуляции пришлось повторить. Еще два куска он связал между собой. Откуда-то (конечно же из рюкзака) на сцену вышли карабины и подводная лодка "Андрюша" спустилась на воду.
     Нежно-изумрудный оттенок воды вдруг перестал быть ласковым и уже через шаг проглотил меня по пояс. Моей задачей было добраться до торчащего камня метрах  в 5 от берега, но, еще не доходя до стремнины, я осознал, что течение пронесет меня мимо цели со свистом и я, чертыхаясь, вылез обратно. Серега продолжал настаивать, что эта схема рабочая, но, т.к. в воду лез я, а не он, смирился и, собрав веревки и железо, пошел со мной в поисках места получше.
     Я как раз вспомнил, что видел тропу у калитки, но, вернувшись к ней, мы вышли опять к этому камню. Серега даже уверял, что видит на том берегу нужную тропу и стартовал дубль два. Сей процесс страховщик даже заснял на видео, заверив, что удержит меня и одной рукой.
     Температура воды не располагала к рассусолеваниям и, снова оказавшись в воде по пояс, я одним прыжком оказался в центре стремнины. Течение тут же подхватило меня и только благодаря страховке не унесло. Зацепившись за камень, я влез на него и осмотрелся: до другого берега оставалось еще 2/3, а узел, соединяющий веревки, Серега уже просунул через карабин. Вспомнилась трагедия на Эйгере в 30-х годах прошлого столетия, когда в подобной ситуации (только на горе) погиб Тони Курц.
     Коллега продолжал "толкать" меня в воду и я слез с камня с обратной стороны. Здесь течение, огибая его, визуально было тише. Мне удалось сделать пару шагов навстречу, чтобы обеспечить себе более выгодную позицию, но на каждый последующий мой шаг вперед, река отбрасывала на два назад и я отступил. Вернувшись на камень, я доложил напарнику о своей капитуляции и вдруг осознал, что меня всего трясет. Не от страха, от холода. (Хотя, не исключаю, что от всего сразу). Собрав своим тельцем несколько подводных камней, я был вытянут Серегой обратно на берег и наверняка мог петь фальцетом "Стюардесса по имени Жанна" Преснякова.


     Серега продолжал упрямиться и мы вернулись к кордону, дабы расспросить егерей о ближайщем броде. Не застав там ни души и отклонив мое предложение зайти на какую-нибудь вершину с этой стороны Мзымты, мы решились бежать на Кардывач. Учитывая наш относительно поздний старт, и потраченное (более часа) на недопереправу время, эта была очередная авантюра. С другой стороны, возвращаться "ни с чем", не хотелось вовсе. Спрятав мокрые веревки недалеко от калитки, мы взяли курс на другое озеро, анализируя произошедшее. Вот было бы нас минимум трое, тогда: 1. Тот третий, кем бы он ни был, отговорил от этой безумной затеи. 2. Меня, раскачав за руки, за ноги, закинули бы на середину реки, а там, того и глядишь, другой берег недалеко. Ахахах.
     На протяжении всего пути тропа идет недалеко от Мзымты, поэтому неудивительно, что через пару километров мой коллега высмотрел где-то впереди лежащее поперек русла бревно. Но перспектива возвращаться столько же по кушерям или вдоль берега, отбила желание даже у него. Начался приятный участок через пихтовый лес. Помимо красивых пейзажей, в тени хвои было не так жарко (я уже согрелся). Изредка попадались участки с высокой травой, пока мы полностью не забурились в нее.
     Это какой-то кошмар! Мерзкие лопухи с обязательно кружащей над ними мошкой! Крапива! Бузина! Остролист (не точно) и цаааарь трааавы - борщевииииик! В целом, довольно симпатичное растение, не будь его сок ядовит на солнце. Некоторые "особи" достигали в высоту до 2,5 м. Так-то, там еще куча всего и такая шняга, навскидку, мучительные 18 км.

Царь травы.))

     Местами трава была мне по плечи и тропа едва угадывалась. Что там под ногами: камень или корень, было неприятным сюрпризом. Палки были больше обузой и в какой-то момент, представив себя байдарочником, я имитировал гребки, отклоняя от себя очередной "колосок" жгучей травы. Бывало, наступишь одной ногой на примятый стебель, а второй зачерпнешь образовавшуюся петлю и проверишь насколько крепко ты держишься на ногах. Вторжению человека еще противостояли многочисленные паутины, проброшенные поперек, пыльца и оводы, охотящиеся за моей шеей.
     Долгожданный Кардывач все никак не приближался и лично меня это сильно бесило. Все попытки перейти на бег, практически сразу обрывались, перетекая в бег с высокоподнятым бедром. Короче, жопа! Если Вы надумаете сгонять туда одним днем, как мы, морально подготовьтесь. Думаю, что в дождь эта трава проходится еще хуже. Тем не менее, пункта назначения мы достигли через 7,5 часов с момента старта.

Кардывач. Вид с бревна.

     Кроме детей, играющих на бережку ручья, питающего реку, никого видно не было. Стоящие палатки не подавали признаков жизни и мы расположились в свободном балагане. А дальше случилось "обнуление" усталости после погружения в озеро и очередной куплет Преснякова. Причем, реакция организма на ледяную воду интересна своими стадиями: от непонимания происходящего до ощущения жуткого холода, паники и огромного стремления покинуть водоём. Мне хватило одного раза. Серега же моржевал трижды, жалуясь потом на отсутствие чувствительности в пальцах на ногах.


     Прежде, чем покинуть Кардывач, мы заскочили для фотосессии на бревно, с которого открывается чудесный вид на озеро, а потом по договоренности ледоруб должен был нести я. Кроме спрятанных перед калиткой веревками и в пихтовом лесу кошек, ледовый инструмент путешествовал с нами. Я, конечно же, представлял фотки с ним на каком-нибудь хребте или вершине, (как минимум на снегу), но на озере получилось тоже прикольно. Прятать новый "серп" в ельнике Серега не рискнул, поэтому пришлось мне с этой ношей возиться в аккурат до веревок.
     При попытке закрепить его к рюкзаку, острые края либо кололи меня, либо резали резинки. В таком положении можно было лишь идти или бежать, поддерживая инструмент сзади снизу. Мне это быстро надоело и в итоге "кирка" перекочевала в руки. Добежав до веревок, я обмотал одной из них его полностью и уложил "косой" в задний эластичный карман, а рукоятку взял под резинку. Хреновина "сидела", как у себя дома и не тревожила до самого финиша.

Как в компьютерной игре.))

     Темнота нас застала уже после Энгельмановой Поляны. Серега все переживал из-за отсутствия связи и возможности предупредить МЧС о смене маршрута. Т.е. до 22х часов - отведенных нами на "Голубое" озеро, за МЧС переживали мы, а не наоборот. Ха-ха. В условленное время Сереге удалось дозвониться и знаете что? Судя по его ответам, диспетчер долго не могла смириться с тем, что нам не удалось переправиться. "Течение быстрое... Нет, не было... Было одно, но выше километрах в двух". Нормально, да? Видимо, совсем без работы засиделись.
     К машине мы вернулись без приключений через 14 часов 40 минут с момента старта. Переодевшись, мы заскочили под занавес в МакДак и домой я попал уже в субботу. Этот забег дал много пищи для размышления. Во-первых, к подобным мероприятиям нужно подходить более серьезно и детально, изучив по возможности отчеты других групп и карту. Карту, Карл! Во-вторых: ознакомиться с элементарными правилами безопасности при переправах, при нахождении в горах и т.д. И возможно тогда Ваше мероприятие не будет классифицироваться, как беспечный трейлраннинг.
     До встречи! На повестке дня третья попытка, не переключайтесь!


     Трек
     Фотки и видосы

Комментариев нет:

Отправить комментарий