суббота, 13 июля 2019 г.

Блям



БЛЯМ






     Ведь не бывает, чтобы человек знал всё и сразу!
     Вот так и информация о том, что из Адыгеи, а именно из Гузерипля, можно прибежать в Дагомыс (или наоборот) через горы, да еще за один день, дошла до меня только в прошлом году при неприятно сложившихся обстоятельствах для одного моего бегового товарища, потерявшего ключи от машины во время соревнования. (Ух, какое длинное предложение получилось). В те дни все ждали развязки его злоключений и моему удивлению не было предела, когда я узнал какой же выход из положения он нашел. Вот тогда-то мне и открылась "тайна" 30 го маршрута.
     "Через горы к Черному морю" - туристический маршрут "тридцатка" пользуется популярностью и по сей день. О том, как навьюченные хавкой, спальниками и палатками, бедолаги-туристы бороздят горные тропы заповедника от 3х до 9ти дней к ряду, я Вам не расскажу, а, вот, о своих приключениях там поведаю.
     Вообще, я нудный рассказчик. Мне каждая мелочь кажется важной и, если у Вас мало свободного времени, начинайте читать ближе к концу или вовсе закрывайте первый том. Шучу. В третьем тогда не разберетесь
     В этом году я немного пересмотрел своё отношение к платным забегам, сведя их к минимуму, исходя из логики - зачем платить за то, что и так доступно? И, как оказалось, к таким выводам пришел не я один и собрал Александр в ВК группу из таких пофигистов - нигилистов в количестве 13 человек. Однако, повторить опыт ключейтерятеля собралась компания только из 6 человек. Прикол в том, что один из шести должен был быть в аккурат тот "счастливчик"!)))
     Те, кто знаком лично, узнают действующих лиц по именам. Остальным же так будет проще разобраться ху из ху, и куда эти ху побежали.
     Так вот, ключник Вася технично слился, отправив мне смс в 3 утра о плохом самочувствии. Всё бы ничего, если бы не тот факт, что он должен был подхватить Славу из Сочи, пока я собираю адлерцев. К слову, магическая цифра 13 (дата сей свистопляски) проявила себя сразу же, так сказать, без разминки.
     Серега раскапризничался и попросил забрать его из дома, Саша оказался не на той остановке и только Андрюха был в назначенное время на "точке", прикатив туда на веле! А, послушав меня, мог быть на одной остановке с Сашей! Тот всё равно мимо проезжал.)) Не суть.
     Несмотря на интерактивные нюансы, наша компания шла строго по графику. Дождь тоже шел, но его в планах не было. Еще в понедельник Саша пообещал нам безоблачную погоду и рекомендовал запастись кремом от загара. Однако, прогноз портился с каждым днём и уже накануне, изучая норвежский сайт вдоль и поперек, я понял, что опять будет ВДЛД! Ребята просто уверены, что этот мокрый рок висит надо мной, как дамоклов меч. И, если голливудскому Спартаку (Кровь и песок) прозвище "Приносящий дождь" прибавляло бонусов в карму, то мне отнюдь и скоро мою компанию будут избегать.
     Забрав Славу, уже в Дагомысе, мы встретились с Антоном. Так как "местов" в трансфере не было (мы же не знали, что Вася не поедет), он рассчитывал добраться к месту старта самостоятельно. Наше предложение занять освободившееся место он отклонил и не исключено, что пожалел об этом на обратном пути. И, т.к. с Солоха ему предстояло добираться на веле, он помчал прямиком туда, а мы к месту встречи с нашим “забросчиком”.
     Знакомство с Данилой началось не с привычных рукопожатий, а озвучки им предполагаемого хода событий при выходе реки из берегов. Имитируя поток воды, он “проплыл” мимо нас, пообещав затопить полицейский участок. В заключении своего "представления" он, подытожив, что машину мы поставили удачно, предложил грузить рюкзаки в багажный отсек, а мне, как самому небольшому занять место в последнем ряду сидений. К слову, Слава тоже там умудрился поместиться. Смею предположить, что он, как новый человек сочинской беготусовки, залез туда из-за скромности.
     Трансфер подыскал нам Андрей. Это был не "уазик", не "шишик", а, на минуточку, "крузак"! Вау! Заброска оказалась самым приятным действом в тот день!))) Данила, будучи сам большим любителем походов, имеет про запас кучу интересных историй. Если доведется прибегнуть к его услугам, попросите рассказать про ежевику! 😂 Конечно же, я мог бы и сам ее пересказать, но от первоисточника будет круче.
     Байки нашего гида сыпались, как из рога изобилия, пока дорога совсем перестала быть проезжаемой и потребовала большей концентрации.
     Машину Антона мы идентифицировали практически сразу за Солох Аулом, однако догнали его, крутящего педали, перед самым кордоном. Пристегнув вел к дереву, на сей раз он не стал брыкаться и, пройдя со всеми нами процедуру контроля, сел в авто.
     И вот еще через продолжительное время тряски мы наконец-то прибыли к месту старта. Просто в какой-то момент то, что обычно называют дорогой, закончилось. На небольшой полянке слева от нас стояли недостроенный сруб, стол с лавками под навесом и чуть поодаль тубзик. Справа же - указатели со страшными цифрами километров и информационный стенд: туда не ходи, сюда не ходи.
     Данила, построив нас в одну шеренгу, сфотал и, благословив на дорожку, пообещал нас ждать в случае форс-мажора до полуночи.






     Ну, началось. Тропа, следуя направлению указателя, но неприметная глазу, вдруг оказалась справа. Саша и Андрей уверенно взяли курс и остальные поспешили за ними. Я вообще оказался в хвосте колонны и некоторое время переживал, что потеряюсь.
     Градус подъема был весьма крут и ребята, собравшиеся на Фишт, с их тяжелыми для бега рюкзаками, стали отставать. Вот так, где-то на середине "веселого спуска" было принято решение разделиться. Не знаю кто дал спуску такое название, но и при подъёме на нем не соскучишься.
     Поначалу меня расстраивал факт пешей прогулки, но это быстро прошло и вскоре "окопы", вырезанные потоками воды, с корнями и камнями, именуемые выше тропой, набрали бОльшую часть необходимой высоты и мы наконец-то смогли перейти на бег. Тропа, хоть и повела траверсом, но все равно, блин, вверх.😀
     Лес резко закончился и мы выскочили к балаганам Черкесского перевала. Как и полагается там были флаги, таблички с именами погибших альпинистов и все в этом духе. Фотосессию прервал начавшийся дождь и мы, напялив куртки, ретировались в сторону приюта, носящего имя горы, неприступные стены которой уже радовали глаз слева. Туман и облака периодически расходились, давая шанс разглядеть южный склон, но эти мгновения были так скоротечны, что порой я не успевал достать мобилу, чтобы сфотать.



     Белореченский перевал с очередными опознавательными знаками оказался всего в километре - двух от Черкесского. Навстречу попалась уже вторая группа туристов, а тропа оказалась такой узкой, что разминутся было затруднительно и я, играя в джентльмена, отступив в сторону, вдруг стал на метр ниже, провалившись в яму, замаскированную зеленью склона. К счастью, я отделался легким испугом, хотя, как мне сперва показалось, ободрал кожу на коленке. Тут стоит упомянуть, что несмотря на неблагоприятный прогноз, я умудрился надеть только шорты. Лето же! У меня было две куртки ( мембранная на мне и ветровка в рюкзаке), флаг и powerbank! Ну, а что еще в горах надо? Фото с флагом, а еще лучше видео. Мысль о том, что температура способна опускаться и до нуля, в голову не пришла. Бежим дальше.)



     Тропа заметно начала сбрасывать высоту и до самого приюта из примечательного было только ответвление меж больших камней с предостерегающей надписью, мол, тут можно вскарабкаться на Фишт, но не надо!)) Если бы не она, знать не знал! Я понятно объясняю?😁



     Приют представлял собой плато с различного вида постройками, мостом через реку Белая и кучей разбитых палаток. Честное слово, мы их не ломали, так говорится. Всякого рода лопухи и одуванчики с высотой около метра, а вокруг горы... ляпота! Насчет одуванов я, конечно, пошутил, ибо не знаю их названий, но те, что мне знакомы, гигантских размеров. Шапка того же клевера раз в пять больше городского. В принципе, с меня еще тот ботаник, поэтому не буду копать себе яму, скажу лишь, что альпийские луга это красиво.



     Дождь временно прекратился, но тучи не собирались покидать вершины Фишта и уже доступного взору Оштена. Только на перевале ярким зеленым пятном блестела травка. Позже, анализируя свой трек, я понял, что мы могли бы зайти на Оштен и с этой стороны. Этот путь даже раза в два короче. Но маршрут был запланирован с петлей через Блям. Это не ругательство! Блям - гора с зелеными холмами примыкает к скалистому хребту пятиглавого Оштена.
     До приюта мы добрались за 3 часа и по словам Саши это соответствовало графику. Первые секунды нашего привала было желание снять куртку, но, дожевав батончик, я почувствовал озноб и потом еще долго не хотелось раздеваться.



     Мост через реку Белая "восьмое чудо света" после панорамных видов. Этакая маленькая копия вантового моста на Кепше. При переходе он раскачивается и бежать по нему невозможно.
     Еще метров сто горизонтали и мы опять карабкались по скользкой после дождя тропе, небольшая часть которой пролегала через лес. В месте, где сошла лавина, тропа была нарушена и данную полосу препятствий пришлось проскальзывать, хватаясь за уцелевшие ветви деревьев.
     Вот уж силище природы! Сломанные стволы, как заточенные карандаши, угрожающе смотрели в небо, а то, что не выстояло перед таким натиском, было измято, будто по ним прокатился огромный шар. Не сказать, что это красиво, но зрелище впечатляющее. Я потом спрашиваю у Сереги: "а вы видели, там лавина сошла?" "Да. Мы там как раз через нее лезли!"😂
     Мы двигались траверсом. Дождь то был, то не был, поднялся ветер, а долгожданное солнце издевательски от нас убегало. Хотелось прям, чтобы оно припекло! Поджарило! Согрело! Но этого не было...
     Слава "захватил лидерство" и периодически останавливался, поджидая нас. Будь это гонка, мы бы отстали еще на веселом спуске, а так, в режиме лайта, он, не теряя даром время, снимал ролики. Саша тоже делал снимки на фотик, давая мне перевести дух.



     Миновав Гузерипльский перевал, в наших стойких рядах начались колебания.)) Счетчик километров на тот момент перевалил за двадцать, а "вход" на тропу - это приличная петля. И это при всем, при том, что конечный пункт нашего назначения, начиная от приюта, был все время слева.
     Ну вот же он! Оштен! Рукой подать! А гора, прячась в серых тучах, оскалилась неприступными стенами. Мол, давайте, давайте, кружите вокруг меня, кружите!
     Мы бежали, выискивая возможные варианты срезки, но здравый смысл гнал нас в обход. Долго ли коротко, оставив позади урочище Узуруб и змеиное озеро, настигли мы флаги Инструкторского чего-то. (Тут я не знаю точное название. Просто перевал Инструкторская щель дальше, а сама тропа называется Инструкторское окно - Узуруб).



     Плато Лаго-Наки и его Каменное море как на ладони! Справа ниже - плохо различимые строения Яворовой поляны, а за спиной, извиваясь, заветная тропа. Шарман!..
     "Наконец-то я согрелся" - подумал я, но раздеваться не спешил. Саша же, в очередной раз сменив черную (отдождливую) куртку на салатовую (ветровку), немного отстал. А Слава, не будь мы таким якорем, наверняка уже был на вершине. Но как только отрыв превышал метров 100, он, хитрО улыбаясь, ждал нас, потягивая волшебный напиток из пластмассовой бутылочки. (Практически на каждом ручье он набирал в нее воды и насыпал какое-то зелье из пакетика.)
     На зеленом относительно ровном склоне Бляма паслись кони. Один из них, черный красаучег, форд мустанг наверное, увидев нас, заржал и двинулся наперерез. Табун, повинуясь то ли стадному чувству, то ли он их вожак, не спеша, пощипывая травку, двинулся за ним.
     - Ну все, пацаны! Хана нам!
     Хоть мы и не лакомились альпийским разнотравьем, наша скорость передвижения была не намного больше ихней*, и невооруженным глазом было видно, что наши пути пересекутся. В месте "ДТП" лошадки замерли и резко потеряли к нам интерес. Могу предположить, что они ожидали увидеть своих пастухов поэтому и пошли к нам.



     После небольшой фотосессии мы, оставив парнокопытных позади, продолжили путь наверх.
     Налетел ветер и опять пошел дождь. Но на этот раз осадки стали заметно прохладней и даже несколько секунд сыпал град. На оштеновском хребте показались туристы.
     Группа оказалось довольно-таки большой и это создавало небольшие трудности при встречном "разъезде".
     - О, какие горячие парни! - воскликнула одна из них, когды мы, сверкая голыми коленками, прошмыгнули мимо нее.
     И ее замечание было неспроста. С каждым шагом становилось все холоднее и все чаще под ногами оказывался снежник. Вершина по-прежнему оставалась затянута темно-серым и за очередным поворотом небесные хляби развернулись жестким градом. Незащищенные одеждой коленки, на тот момент уже неестественно-фиолетового цвета, чувствовали каждый удар ледяных капель. Мы застыли в нерешительности: либо идти в туман, в холод, в неизвестность, либо...
     Короче, с минуту мы залипали в раздумьях, а град, не теряя время даром, хлестал по нам, как банщик веником. Единогласно было принято решение развернуться. Уже дома я нагуглил, что Оштен с адыгского - место, собирающее дождь, град. Бинго! Встретилось два одиночества, блин! Приносящий дождь и Собирающий град! Ахахах. Да меня на пушечный выстрел подпускать к подножию нельзя! Либо объявлять штормовое предупреждение!))
     Развернувшись, мы быстренько "скатились" до Бляма, обогнав всё тех же туристов.
     - Что? Уже набегались? - с издевкой поинтересовалась та же барышня.



     "О, да! Теперь уж мы наверняка набегаемся!" Те цифры, что были на часах, можно было смело умножать на два. "Запротоколировав" селфи замерзших нас на макушке пупыря (так нелицеприятно отозвался о нем Александр), гореоштеновцы понеслись в обратный путь по размокшим, скользким и грязным тропам. Палочки до сих пор выручалочки превратились в палки мешалки. В какой-то момент я думал, что выкину их на фиг.
     Есть у меня полу мотоциклетные краги с костяшками из жесткой пластмассы. Так вот, продевать замерзшие руки в таких через темляки ну оооочень неудобно. Впрочем, выковыривать тоже. А тропа то вверх, то вниз. Вообщем намучился я с ними.
     И все это время мы задавались одним вопросом: как там Фиштовцы? Развернулись как мы или рискнули? (Так то, получается, что уже два вопроса, но сути это не меняет - мы за них переживали). Лишь пролетая мимо очередной группы тихоходов, нам передали послание от Антона: "я ок, я возвращаюсь".
     Кстати, туристы мне напоминают фуры. Они под рюкзаками такие же огромные и неповоротливые и появляются на горизонте точь в точь, как те на серпантине . Как правило впереди идут самые опытные и самые загруженные, а за ними вереница полегче, поменьше. Хи-хи. Ну, это мои личные наблюдения и фантазии. Вернемся же к трём скайраннерам неудачникам.
     В приюте часы показывали 41+ км и, согласно информационной табличке, до трансфера нам оставалось каких-то 16 км. (Ну, Вы помните, что это 3 часа пути). Как и обещали норвеги, дождь закончился и я наконец-то скинул куртку.
     Панорамы уже замылились, а грязь под ногами обрыдла. Сам факт того, что не зашли на вершину лично меня не расстроил, но и запала не прибавил. В принципе боевой настрой исчез у всех, кроме Славы. Гггг т.е. у нас с Сашей. На Черкесском перевале он вообще пожаловался на боль в колене и рекомендовал не ждать его.



     До обрядческой поляны жертвоприношений мы с Вячеславом пронеслись на всех парусах, остановившись только у километрового знака с числом 13 для фото. Что характерно, он был единственный на маршруте. Ну как с ним не сфотаться? Поляну же я так окрестил из-за расположенных по кругу нескольких камней. Причем, сомневаюсь, что это дело рук человеческих.



     Оказавшись там, мы провели обряд поедания уцелевшего батончика Corny и дождались, спускающегося пешком Александра. В солидарность, оставшиеся полкилометра мы также прошли, ибо "веселый спуск" и мое колено заставил ныть.((
     В просвете стволов и листвы наконец-то появилась машина Данилы. Ура, мы это сделали! 56,5 км! 11 часов в движении! 72 фото и 3 видео! Уф!
     Пока нас не было, наш водитель не терял времени даром. Успел и поспать, и с туристами пообщаться, и заварить три термоса чая.
     Ммммм... горячий чай! Да с домашними хачапури...(жена напекла накануне)... Подкрепившись, встал вопрос как нам переодеться в чистое?
     До ближайшего ручья 2 км, а мы по уши в грязи! Расстояние нас не пугало, а, вот, целесообразность - да! Даже, если на обратном пути не вывозиться, то как везти потом мокрые кроссы? В итоге мы, как коты, "облизывались" мокрыми вещами.
     Фиштовчане вернулись уже затемно через полтора часа после нас. Пройдя ту же процедуру (чай, хачапури, гардероб), погрузились в машину и Данила взял курс на Дагомыс.
     На этот раз весь задний диван был в моём распоряжении. Пока пацаны наводили ужас своими рассказами, (кстати, хорошо, что меня с ними не было), я массировал ноющее колено и закисшие икры. Такой долгоиграющий сеанс самомассажа был не зря и, если остальные по приезду передвигались, как несмазанные роботы, то я был огурцом.
     Но я был бы не я, если бы со мной что-нибудь не приключилось! Попрощавшись с Данилой, мы пересели в мою Гранту и поехали в родной Сочи... Слюшай, я же мэстный! Все дороги знаю, да!.. все, кроме одной!😂 Короче! Пропущенный поворот при въезде в Сочи стоил нам лишних 20 минут, пока мы, юзая олимпийское наследие в виде автомобильных развязок, завезли-таки Славу на Политехническую.
     Ну, а то, что в Адлере в 23.30 была пробка моей вины нет! Там хороший асфальт сняли, решив, что без него будет проще соблюдать скоростной режим. Ладно. Дела политические затрагивать не буду. Избавившись от пассажиров, домой я добрался уже за полночь.
     Вот такая правдивая история с нами приключилась. Андрей с Серегой взошли на Фишт и накрутили 46 км. Антоха, развернувшись у снежника, еще бежал до велика. 52 км! Наша же недоОштеновская троица смогла вписать в актив только Блям. Вы же слышали про #peakchallenge? Нет? Я сейчас быстренько расскажу!😂

Комментариев нет:

Отправить комментарий