суббота, 23 июня 2018 г.

Фишт-О-Ран-2018





Если мероприятие назначено на 4 утра в двадцатых числах июня, будьте готовы к худшему!

Немцы.




     Сие писание, возможно, окажется полезным для тех, кто планирует принять участие в горном марафоне или ультре типа Фишт-о-рана. Для остальных, надеюсь как минимум будет интересным. Итак, 23 июня, Яворовая поляна, п.Гузерипль, время 03.40.
     Заглушив мотор, я отправился экипироваться к багажнику. За бортом оказалось довольно-таки прохладно, к тому же начал моросить дождь. Выбирая между ветровкой и мембранной курткой, надел последнюю - она всё же с капюшоном и карманом на молнии. Куртка, конечно, классная, но единственное неудобство представляют рукава-манжеты с прорезями для больших пальцев рук. Чтобы облачиться в нее, приходится снимать часы, а там, на дистанции еще и перчатки. Но к этому вернусь позже.
     Тем временем мимо сновали "шахтёры". Узнать в них бегодрузей из Сочи, не представлялось возможным из-за ослепляющих своим светом налобных фонариков. Закрыв авто, я отправился в местную таверну, получив по пути чип. Вышеупомянутое устройство - это нечто, надеваемое на палец, но там не держащееся. А за утерю, между прочим, штраф в 2000₽, плюс отсутствие результата в финишном протоколе. И это уже не плюс, а минус! Повертев его несколько минут и прикладывая на всевозможные места, я всё же разгадал эту головоломку, зафиксировав его силиконовым хомутом в петлях рюкзака. Решив одну проблему, обнаружил вторую - забыл стартовый пояс с гелями! Благо, что машина недалеко, 5 минут и я уже в полной боевой готовности!


     Немного нудятины, но всё же перечислю, что же было на мне и со мной помимо "обязаловки" и для удобства, разделю по брендам.
inov-8:
     Кроссы x-talon 212. Не скользили, не буксовали, но, заразы такие, спотыкались!
     Куртка какой-то там storm - спасла от ветра, от проливного дождя, а на снежнике так и от ледяного. Ключ от машины, мобила и таблетки в кармане остались сухими. Носки... носки, конечно, испачкались.)
Kalenji:
     Труселя - главное, что они были!
     Шорты! Шорты - норм, но замёрзли коленки.))
     Герметичный карман для смартфона использовался, пока бежал без куртки и потом в перерывах дождя, когда ее (куртку) расстёгивал и телефон оттягивал карман. Ветровка просто прокатилась 53 км в рюкзаке. Но тут уж не повезло с погодой.
     Гетры CEP . Не знаю как они там компрессировали, но от травы, кроме той, что похожа на чертополох, защитили.
     Маркотхские рукава, громовская шапочка, гатчинская футболка и бафф - памятные аксессуары прошедших стартов тоже пришлись кстати.
     Часы Garmin с загруженным треком - незаменимая вещь!!! В тумане на Фишт-Оштеновском перевале, где разметка почему-то отсутствовала, вывели меня на тропу. К счастью, никто из участников не заблудился, но случись такое, недалеко и до трагедии. Температура была градусов 5, а то и ниже. Ребята, которые бежали позже меня, уверяют, что шел град и чуть ли не снег. Нагрудный пульсометр в этот раз вёл себя хорошо, не сползал и не мешал.
     Изюминка же моего снаряжения - перчатки с пластмассовыми вставками на костяшках! Их функциональные качества сомнительны, просто мне нравится их брутальный вид.
     Рюкзачок AONIJIE и беговой "патронташ" завершают перечень. Номер на пояс я крепить не стал, а использовал лишь в качестве гелепереносчика.
     Гели sys, их было 4. Съел все.
     Солевые таблетки, 7 шт постигла та же участь.
     Т.к. китайский гидратор китайского рюкзака накануне дал течь, пришлось взять воду в маленьких бутылочках, по счастливой случайности имеющихся в машине. В количестве 2 шт по 0,45 мл и одна 0,33 мл, которая перекочевывая из одной руки в другую, утоляла жажду последние 40 км. Да, да, да. Это было ужасно неудобно, но погодные условия диктовали свои правила и т.к. куртка была надета сверху всего, то чтобы достать или спрятать ее, требовалось выполнить сложный алгоритм действий: снять перчатки, снять часы, снять куртку, открепив крючочки, скинуть рюкзак! Секунды ничего не решали, но тратить на это время скорей всего было лень, а выкинуть не позволяла совесть - заповедник же!
     Такой вот "универсальный солдат" предстал перед стартом, примкнув к группе, уже готовой отправиться на дистанцию. Электронное табло уже разменяло пятый час и мы, по просьбе организатора, предъявили свои свистки. Девочки в том числе, так что не надо думать глупости. За минуту до часа Х я узнал, что сейчас стартует группа на 04.05, а моя в 04.10, соответственно, на 5 мин позже. Вообщем, свисток пришлось предъявлять дважды.
     Спортпаутина не была бы спортпаутиной, не приготовив что-нибудь этакое, поэтому старт был через 700м от старта! Я не опечатался! Участникам предлагалось в свободном темпе добраться до первого КП, отчиповаться и уже потом рвануть. Спортсмены же действовали по принципу: раньше сядешь, раньше выйдешь и каааак ломанулись!
     Вот оно, началось! Уф! Класс! В отличие от Маркотха, на этот раз морально я был готов и километраж меня не пугал. Всё! Погнали!
     Пробежав небольшую поляну с палатками, мы оказались в лесу. Пытаясь не отставать от вырвавшихся вперед Николая и Игоря, я перепрыгивал, пересекающие тропу корни деревьев, едва поспевая за ними. Совсем скоро послышался шум реки, но наша колонна вдруг остановилась. Причиной "пробки" оказался, потерявший свой чип, Валерий. Пообещав ему, что он обязательно его найдёт, мы бессовестно побежали дальше, оставив его с проблемой наедине. Как потом выяснилось, чип был найден другими ребятами и возвращен организаторам.


     Удивительно, конечно, в Адыгее встретить речку Армянку, однако, это была первая водная преграда и место старта одновременно. И я, в отличии от своих коллег, умудрился замочить левый кроссовок. Вода еще не перестала хлюпать, как нас встретил трёхметровый борщевик!


     На том, что мне удалось его опознать, мои ботанические познания закончились, но в памяти была свежа информация из зомбоящика о детях, получивших ожоги от этого растения. Бормоча ругательства в адрес организаторов, я "забурился" в борщеполосу, во время штурма которой сознание рисовало покрытые волдырями коленки.
     - Неужели нельзя было предупредить?!, - досадовал я, - а если бы я был диктором на телевидении? Хотя... стоп. Их ноги в кадр не попадают! Всё равно! Могли бы и сказать!
На моё удивление открытая часть тела чувствовала себя вполне хорошо. О том, что ядовит только "бульон" первоблюдного растения я узнал от жены на следующий день, так что мои опасения оказались напрасными.
     Тропа тем временем повела на подъём, в куртке стало жарко и мне пришлось отстать от бегомонстров, чтобы переодеться. Забегая вперед скажу, что встретился с ними потом аж на водопаде, когда они бежали навстречу.
     Еще пару виражей тропиночного серпантина и взору открылся разгорающийся рассвет над Каменным морем. К сожалению, это зрелище осталось за спиной и приходилось периодически оборачиваться для удовлетворения эстетических нужд.


     Еще немного подъёма и вот уже первый снежник оказался ниже тропы, а впереди за ручьём ярким пятном "нарисовались" волонтеры! Запустив паутиновский таймер, я побежал по тропам Инструкторской щели, любуясь горными панорамами.

     Бежать было одно удовольствие! С каждым шагом, с каждым метром, уже увиденное приобретало иной вид, либо открывались новые вершины.
     Бегущая впереди фигура, показавшаяся знакомой, вдруг замедлилась, свернув с тропы и выбирая твердь в небольшом болотце. Не сбавляя оборотов и не меняя траектории, внедорожник Андрей поравнялся с...
     - Ха-ха! Димооон! Это ты?, - не рассчитывая на отрицательный ответ, воскликнул я.


     Пара сэлфи и снова бег нон-стоп. В районе развилки ЦицеОштенПсенодах... или от развилки ЦицеОштенПсенодах (честно говоря, не разобрался что и где. Это не удивительно! Я до сих пор уверен, если трижды повторить: - ЦицеОштенПсенодах!!, можно запросто вызвать дождь). Так вот, до озера Псенодах удалось встретить Дениса с Юлей. Там находился очередной КП, вернуться к которому еще предстояло.
     - Какая дистанция?, - поинтересовался дяденька
     - Ой, много!, - затупил я, резко забыв, какую же дистанцию всё же бегу.
     Обменявшись еще парой шуток, я продолжил путь в указанном направлении в сторону майкопского перевала.

  


     Дождь, скажу я вам, вопреки прогнозу, начался не в 8 утра, а после третьего "Псенодаха", но еще до озера. А как только эта лужица осталась за поворотом, небеса разверзлись так, что пришлось в срочном порядке переодеваться. На траву полетели перчатки, часы, рюкзак... раз уж такое дело, достал маленькую бутылочку с водой, а фонарик, до сих пор намотанный на запястье, занял её место и прыгал, и стучал по оставшимся двум весь оставшийся путь! (Рукалицо) незапланированный привал я решил использовать по максимуму, поэтому извлёк и закинул в рот пару солевых таблеток. Как гурман скажу, что на вкус они довольно приятные и ощущения, что я жую поваренную соль, не было.
     Тем временем дождь усилился и глиняные тропы начали расквашиваться. Неожиданно навстречу выскочил спортсмен.
     - Не туда?, - испугался я.
     - Туда, туда... вроткомпот по такой грязи бежать!..
     - Ну грязь, ну дождь, ну и что? Сходить что ли?, - продвигаясь к майкопскому перевалу думалось мне. Тропа вывела к обрыву и почти вертикально уходила вниз. 


     Виды оттуда скорей всего были, но ливень не давал поднять головы. Дождь был такой силы, что ручейки, слившись в одну небольшую, но быструю речушку, спускались по тропе вместе с нами наперегонки. Конец перевала представлял собой "пляж" острых камней. Спускаться по ним бегом было крайне неприятно и левое колено намекнуло, что нужно быть осторожней.
     Под перевалом располагался очередной питстоп - верхняя Чуба. '"Зачекинившись", я подошел к столу, изучая меню. Порядком надоевшую бутылочку, избавление от которой мечта последних километров, у меня выхватили со словами: - Давай наполню! Блин! Нет! Ну ладно... ну как можно противится чистым помыслам? Что ж, бегу дальше вниз уже с полной. Несколько человек обгоняют. Ну и пусть. Позади всего 16 км. Надо себя поберечь.
     Спуск оказался затяжным и в ногах появилось неприятное жжение. Бегу, присматриваю кустики для уединения, как вдруг впереди бегущий остановился в нерешительности. Подозреваю, что он засомневался в правильности маршрута. В голове тут же смоделировалась ситуация: я иду до ветра, а он, оглянувшись в очередной раз и не увидев никого, поворачивает назад и идет искать меня. Ха-ха. Потерплю.
     Дорога, а от КП мы бежали по ней, повернула и повела практически траверсом с небольшим набором. На шаг я практически не переходил, поэтому удалось обогнать человек пять. В месте, где дорога неожиданно обрывается (22 км) слева от нее находится Голубое озеро. Уверен, что в солнечную погоду там еще красивее.

 

      Еще 3 км и я на Пшехском водопаде (ручей Водопадистый). От развилки на верхнюю Чубу и до него удалось встретить Николая, а чуть позже и Игоря. Он на ходу посетовал, что заблудился и потерял время, с намеком, что в противном случае хрен бы я его догнал! Мне и так это не удалось, но об этом на 28 км позже.))


     Взобравшись к подножию скалы и отметившись, был сфоткан задержавшимся там добровольцем. Долив падающей воды в злосчастную ёмкость, отсутствие которой в руке уже не представлялось возможным, я отправился, как мне тогда казалось, в обратный путь.
Подъем на верхнюю Чубу был менее жесток, чем майкопский перевал, штурмовать который предлагалось после прохождения КП, без спроса заполняющего ёмкости. Игорь был уже в зоне видимости. Напрячься и его "достать" - равно выбиться из сил раньше времени, я это понимал и спортивный азарт запрятал глубоко в рюкзак, а там, чтобы извлечь пришлось бы снять перчатки, часы, куртку... ну, вы помните.)) С начала подъёма мне и так удалось обогнать человека с палками (не костылями). Но, что значит обогнать, когда все идут на пониженной? Десятиметровая дистанция сокращалась минут 20, а то и больше. Но как бы там ни было, эта жесть закончилась и здравствуйте глиняные тропы!
     Неперестающий лить дождь, сделал их максимально непроходимыми и непробежимыми. Серая куртка с Игорем внутри еще несколько раз мелькнула и до Псенодаха мне уже не показывалась.
     Стоящий всё это время на озере дяденька, выглядел хуже марафонцев. Погода была беспощадна, а предлагаемый ассортимент дополнял картину. На одной тарелке в воде плавал изюм, на другой в лужице лежало три скелета пирожных.
     Прежде чем я чипанулся и закинул в рот щепотку мокрого изюма, волонтёр спровадил на наш маршрут какую-то девушку в спасодеяле.
     - Идите по этой тропе! Там сейчас побегут марафонцы, - кричал он ей вслед. А потом обратился ко мне: - Если хотите, можете вернутся как бежали от старта. Этот путь короче и теплее. Два человека так уже сделали.
     Отказавшись от халявы, я пошел по следам шуршащей барышни. Шелест одеяла сделал её практически глухой и мне не сразу удалось докричаться с просьбой уступить дорогу. Крутой подъём от озера закончился, далее ждал траверс по Оштеновскому перевалу (могу ошибаться). Незаметно тропа всё же набрала высоту и вывела на огромный снежник, разметка на котором отсутствовала, но были хорошо читаемы следы, пробежавших раннее. Дождь стал заметно прохладнее и опустился туман.
      - А еще медведями пугали! Да какой нормальный медведь по такой погоде из дома выйдет?, - думалось замерзшим коленям. Спички! Точно! Организаторы настаивали на их наличии! Вот только не подсказали с какой стороны поджигать снег, чтобы согреться, ведь вокруг ни травинки, ни щепочки! Видимо, ломать и подворачивать ноги выше лесополосы запрещено правилами.
     Тут меня обогнал какой-то блогер. Еще при приближении он что-то говорил на камеру, потом видимо, убрал её в задний карман тайсов. Ткань облегала и экшен-камеру, поэтому, когда жопа с объективом оказалась у меня чуть ли не перед носом (учитывайте градус подъёма), настроение немного поднялось. Не буду лукавить, но путь от водопада до финиша меня совсем не радовал и эта мелочь, как вовремя скушанный гель, прибавила энергии.


      Ориентируясь по часам, из разваленных на снежнике камнях, мне удалось выйти на тропу, на которой, внимание: были туристы! В такую отвратительную погоду они, навьюченные тяжеленными рюкзаками, со скоростью вдвое медленнее черепашьей, ползли в попутном направлении. Жесть! То ли дело мы - марафонцы! В шортиках, как козочки (не как козлы, нет),  проносились мимо. О том, что это популярный туристский маршрут я узнал позже, но уже начал догадываться, когда они стали попадаться всё чаще.
     Внутреннюю часть левой стопы к этому времени я уже набил порядком и спускаться бегом по беспорядочно торчащим камням стало проблематично. Со спусками надо что-то делать! С каждым километром они даются всё хуже и хуже. Пока я ковыляя и переминаясь с ноги на ногу, осторожничал, соперники, те, что спереди увеличивали отрыв, а те, что сзади, надеюсь поджигали снег! Эх... ну вроде тропинка выровнялась. Слева и справа красивейшие желтые цветы-грамофоны!


     Прочь усталось, во мне проснулся фотограф! Один кадр, другой. "А, если так" - подумал я, присев. "Плохая идея" - судорогой отозвалось левое бедро. Я вскочил, разминая, щипая и хлопая непослушную конечность одновременно. Фух. Вроде отпустило.
      Буквально тут же из-за поворота выскочил спортсмен, тот что с не костылями. Его появление было настолько неожиданным, что я отпрянул от цветов, как будто меня застукали за чем-то этаким. Оставалось сказать только: “мы тут плюшками балуемся!” Он посмотрел на меня, на цветы…
     - и давно это у вас?
     Ггггг шучу! Он пробежал мимо. “Быстро же он меня догнал!” - подумал я, отправляясь за ним в погоню - “значит снег не поджигал!”
     Через несколько десятков метров тропу разрезал ручей. Преследуемый мной трейлраннер, чертыхнулся и остановился в поисках брода. Это был шанс! И откуда только силы взялись? Ведь ручей и еще как минимум километр я преодолел только бегом.
      Справа показались крыши приюта Фишт и вот очередной КП. У треноги со счипосчитывателем никого не было.
      - воды долить? - напугав меня, спросил человек, выходя из кустов.
     Я зачем-то отказался, уточнив только сколько осталось.
     - 9,5 км!
     Лучше б не спрашивал! 10 км темпом, на который способен человек, пробежавший уже 44, это час по ровной и то в лучшем случае. А тут... об этом лучше не думать!
     Тут же навстречу один за другим попалось три человека с... ну тут либо с гигантскими дровами, либо с маленькими бревнами. Первый, видимо, главный - нёс всего одно. Два же других тащили волоком по два. Вежливый до этого я, почему-то даже не кивнул незнакомцам. Сами виноваты! Нашли время в бобров играть!
     Вскоре дождь закончился, но Солнце не выходило. И слава Богу! Переодеваться ой, как не хотелось! 


     Тропы естественно не высохли и их состояние согласно рельефу делилось на 2 категории. Там, где вода уже стекла, плямкало, где в отпечатках ног еще задержалась - чавкало!В какой-то момент мне даже показалось, что грязь со мной разговаривает.
Вот бегу и думаю: - Ну, наверное за этим бугром трек сольётся со стартовым и будет финиш".
     - Чвак! Чвак!, - насмешливо послышалось снизу.
     - Заткнись!
     - Чва-а?!, - обиделась грязь и попыталась содрать кроссовок.
     Ой. Были и "чмяк", и "шварк", и "плям".. Говорят, что у них есть гора Блям!..


     На холме с двумя водруженными флагами поджидал последний КП, скользский подступ к которому, дался с большим трудом.
     - далеко еще? - поинтересовался я?
     - ещё час! Ну, с той скоростью, с который ты ползешь, час, а вообще 5 км. - сурово произнес волонтер.
     Услышать подобное было обидно. Вслед еще летели напутствия быть осторожным, но я его не слушал. А зря. Судя по протокольному времени, путь до финиша действительно у меня занял час, даже на пару-тройку минут дольше, а спуск был скользским, как санно-бобслейная трасса. Кроссы, облепленные грязью, по весу стали превышать свои заявленные 212 грамм и вполне бы сошли за грязеступы или грязеборды. Неприятно было видеть их в таком неприглядном состоянии. Невольно вспомнились слова хозяйки гостевого дома, где мы остановились: "у нас правило: все гости ходят исключительно в тапочках!"
     Вот припрусь я в этих говномесах и что? Тапочки, увидев меня, закроются в обувнице изнутри. Хотя за это рано переживать. Надо еще как-то в машину залезть, а для начала так и вовсе финишировать.
     Наконец-то тропа нырнула в лес. Теперь приходилось угадывать разметку на деревьях и смотреть под ноги одновременно. Какое-то время мне это удавалось,но западло не могло равнодушно отпустить меня вот так, без травмы, ведь, не смотря на скользкие грязь и камни, я ни разу не упал, и подсунуло мне корень в голень. Как-то так получилось, что наступив на один конец, приподнял другой и довольно-таки ощутимо на него наткнулся. Данный инцидент заставил прихрамывать некоторое время, но финиш был неминуем и уже скоро в просвете деревьев показался оранжевый баннер.
      Да! Да! Да! Это финиш! И очередной сюрприз от Спортпаутины - двухметровый косогорчик - такой же грязный и скользский, как, наверное, тогда всё вокруг.

 

       Первым делом остановив трек, я принял протянутые мне исклюзивный горшочек из керамики и стакан с соком. Тут же кто-то пытался отобрать надежно пристяженный к рюкзаку чип, а кто-то заарканить ленточкой с медалькой. И, не давая мне опомнится, опять же кто-то развернул для уникального по качеству фото. От такого обилия манипуляций, перед этим зачем-то снятую мной шапку, выронил прямо в грязь… (рукалицо)
     Спускаясь с “пьедестала”, я заметил в таверне наших, но идти к ним, да и вообще в помещение таким хрюшей, не решился и пошел сперва к машине. Переодеваясь, я заметил Димона (уже другого).
     - а ты как вперед меня? - удивился я, отлично помня, что обогнал его при подъёме на Верхнюю Чубу.
      Оказалось, что он сошел, побежав от озера напрямки. Угостив меня бутером с колбасой, Дима со своей спутницей, по моему приглашению вернулись к месту финиша для коллективного фото.


     Отмыв кроссы в непонятном источнике воды, я вернулся в Гузерипль. Вот таким для меня выдался ультрамарафон Фишт-о-ран 2018г., на преодоление которого у меня ушло 8 часов 59 минут и 59 секунд! Из 78 участников (мужчин) 7-ое место в категории “мастер” (40+) и 16-ое в абсолюте! У 27 в протоколе напротив фамилии горькое СОШЁЛ.


     Но не смотря ни на что, я остался доволен. Спасибо организаторам и болельщикам, а волонтерам, так ваще респект! #всембег 


Комментариев нет:

Отправить комментарий